Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ
С 2011 г. планируется
значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют
пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период
2010-2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных
тарифов.
Плательщиками страховых
взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица,
не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные
вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные
предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые
не осуществляют выплат физлицам, т.е. те же лица до 1 января 2010 г. В
соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
На смену единой системе
государственного социального страхования сегодня приходит новая, с
разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского,
пенсионного. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное
страхование.
Социальное страхование существует в различных видах и зависит
от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни,
по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца
и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их
организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые
можно определить как «условно обязательное страхование». Страхование может
иметь общегосударственный характер, а может быть местным.
Но, несмотря на наличие
разнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В
частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как
форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери
средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует,
что цель социального страхования — обеспечить трудящимся, прежде всего экономическую
защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и
утрате возможности заработка. К такого рода страховым случаям относятся:
временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход
за ним, смерть, и др.[17, 362].
Одним из важных
принципов, обеспечивающих существование и развитие системы социального
страхования, должна стать личная ответственность каждого гражданина за
сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в
финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит,
и для социального страхования, принцип личной ответственности является
основным.
Система социального
страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер
взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе
социального страхования услуги — от состояния его здоровья и соответствующих
потребностей. Важно подчеркнуть: социальное страхование финансируется за счет
страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых
случаях могут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощь
строится исключительно на использовании госбюджетных средств; из них выплачиваются
пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуются специальные страховые
фонды. Тем самым трудящиеся с более высоким заработком оказывают определенную
компенсационную помощь тем, чьи заработки ниже.
Социальное страхование —
это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и
уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов —
работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их
интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные
выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и
оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение
которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность
этой системы [43, c.426].
Цель социального
страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового
населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
С развитием рыночной
экономики переход к системе социального страхования на новых принципах
закономерен, но при этом принципиально меняется роль каждого субъекта.
Государство перестает
быть единственным собственником средств производства и главным страхователем,
но оно остается одним из участников системы социального страхования.
Его основными функциями
становятся:
·
формирование
экономических и правовых предпосылок, условий для становления и развития
социального страхования, включая содействие развитию инфраструктуры;
·
создание
законодательной базы социального страхования, определение обязательных его
видов, а также размеров страховых взносов, пособий и услуг;
·
гарантирование
социальной защиты в области социального страхования, контроль за исполнением
законов и за уровнем обеспечения социальной защищенности трудящихся;
·
посредничество в
области трудовых отношений с целью согласования интересов субъектов этих
отношений;
·
оказание
необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимым категориям населения в
рамках социальной помощи, а также финансовое участие в некоторых видах
социального страхования, предполагающих долю ответственности государства.
Работодатели (или
предприятия):
·
участвуют в
социальной защите своих работников в процессе трудовой деятельности, а также в
социальном обеспечении при утрате ими трудоспособности или прекращении трудовой
деятельности вследствие сокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию;
·
финансируют
расходы на страховую защиту, а также на проведение профилактических мер по
предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний [34, c. 82].
Работник несет личную
ответственность за свое здоровье и благосостояние, платит страховые взносы и
активно участвует в управлении социальным страхованием. Право на участие в
управлении он может реализовать как непосредственно, так и через
представителей, которыми выступают профсоюзы или другие общественные
организации, являющиеся посредниками в системе не только социально-трудовых
отношений на производстве, но и социального страхования.
Принцип личной
ответственности в рамках системы социального страхования с необходимостью
дополняется принципом солидарности, выражающимся в перераспределении средств
между людьми с разными уровнями дохода (заработка), целью которого является
обеспечение возможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки
при потере трудоспособности.
На основании
вышеприведенного формулируются основные положения Концепции социального
страхования.
Первое положение состоит
в том, что социальное страхование должно разделяться на отдельные виды.
Обеспечение страхуемых (страхователей) по принципу однородности и общности
интересов способствует повышению эффективности социальной защиты. Это также
способствует осознанию важности такой формы социальной защиты и росту солидарности.
Второе положение
заключается в том, что в основе разделения социального страхования на виды
должны лежать конкретные социальные риски как «функциональный признак защиты»,
что повысит адресность защиты и сделает более совершенным финансовый механизм
ее обеспечения.
Третье положение
относится к созданию различных форм социального страхования. Учитывая
разнообразие условий труда и природно-климатических зон в России, предлагается
использование трех обязательных форм страхования- общего, профессионального и
территориального [30, c. 56].
Основными задачами Фонда
являются:
- обеспечение
гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности,
при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей;
- участие в разработке и
реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по
совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер,
обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с
Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов
на государственное социальное страхование;
- организация работы по
подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного
социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с
аналогичными фондами (службами) других государств и международными
организациями по вопросам социального страхования [4].
В число важнейших
системных препятствий и трудностей формирования социального страхования в
России специалисты и ученые, а также эксперты Международной организации труда
включают следующие:
- отсутствие национальной
доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития
которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной
платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда,
демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
- сохранение правового
закрепления собственности средств обязательного социального страхования за
государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере, лишает
работников и членов их семей законного, юридически закрепленного, права на этот
ключевой ресурс их социальной защиты, переводит их статус собственников этих
средств в унизительное положение получателей пособий;
- применение архаичной
практики социалистического прошлого, когда значительная часть средств
внебюджетных фондов включается в состав федерального бюджета, что приводит к их
использованию для выплат нестрахового (нецелевого) характера и нарушению
принципа адекватности (зависимости) уровня выплачиваемых пособий от размеров
страховых взносов;
- слабое развитие
инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, что
выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и
статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной
базы, а также в фактически зачаточном состоянии систем проведения реабилитации
инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной) [40, c. 20-21].
Среди вышеупомянутых
препятствий для формирования подлинно страховой системы социального страхования
особо выделяется правовая норма, согласно которой средства социального
страхования являются «государственной собственностью». Это по самой своей сути
неверное представление приводит к деформации всего круга правоотношений в
данной сфере. Из этой юридической нормы вытекает мнение, согласно которому все,
кто получают пособия, пенсии, медицинскую помощь, - это иждивенцы, находятся на
содержании государства или работающих.
Данный миф культивируется
СМИ и даже официальными лицами, что позволяет последним публично демонстрировать
свою озабоченность интересами пенсионеров, объяснять причины нищенского уровня
пенсий и пособий с помощью подмены понятий, причины и следствий, например,
ссылаясь на неблагополучную демографическую ситуацию и положение на рынке
труда, а также уходить от ответственности за то, как использовались средства,
которые нынешние пенсионеры в трудовой период своей жизни заработали и внесли
на свое пенсионное обеспечение.
Между тем, по всем
канонам экономической науки и устоявшимся представлениям, в системе социального
страхования (включая правовую практику всех развитых стран и положения
конвенций МОТ), страховые платежи являются резервируемой частью заработной
платы работников, которая им недодается и предназначается на случаи наступления
для них социальных рисков (старости, инвалидности, болезни и т.д.) [34, с. 85].
Целевая функция этой
резервируемой части заработной платы состоит в воспроизводстве рабочей силы, а
поэтому ее экономическая и правовая природа определяет безальтернативную
трактовку вопроса собственности – это собственность застрахованных работников
(и их иждивенцев), право на которую они реализовывают при наступлении страховых
случаев: при выходе на пенсию, установлении факта инвалидности и т.д.
Исходя из такого
понимания вопроса работающие, которые получают пособия по временной
нетрудоспособности, беременности и родам - не иждивенцы. Они получают уже
заработанное, ибо в период трудовой деятельности создавали средства для своего
проживания и из их заработной платы регулярно удерживались взносы на цели
социального обеспечения.
При таком рассмотрении
собственности страховых средств роль государства состоит в том, что оно
выступает гарантом сохранения заработанных страховых прав и распорядителем
страховых ресурсов. И если оказывается, что их не хватает, виноваты в этом не
пенсионеры (в свое время их заработавшие), а те органы государственной власти,
которые неэффективно распорядились доверенными им средствами.
Логическим выводом из
данного подхода является отказ от представлений о государстве как собственнике
страховых ресурсов и признание на законодательном уровне этих средств в
качестве собственности страхуемых работников, право на которую они реализуют
при наступлении страховых случаев.
Оценивая эффективность
социального страхования как стабилизатора доходов и механизма воспроизводства
населения и трудовых ресурсов, можно констатировать, что уровень
перераспределения национального дохода в целях социальной защиты недостаточен.
Это объясняется, в первую очередь, заниженной стоимостью труда и пониженными
размерами устанавливаемой государством социальной нагрузки на экономику [34, c. 96].
1.2 Источники формирования средств
Фонда и направления их использования
Фонд социального
страхования имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов
в отношении порядка получения и расходования средств. Дело в том, что суммы
страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не
соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных
страхователями страховых взносов. В положениях Фонда социального страхования
закреплено правило, по которому страхователи перечисляют в ФСС только остаток
средств от начисленных страховых взносов после оплаты пособий, расходов на
санитарно-курортное обслуживание работников и оздоровления их детей в пределах
каждого месяца.
Средства
ФСС образуются за счет:
- страховых взносов
работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных
хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов
граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных
уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов
граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право
на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для
работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные
государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда
в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете
Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов
граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований из
федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот
(пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы
или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного
назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной
нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за
путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств,
возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к
страхователям, и других) [4].
В
связи с изменением ст.9 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, перечень не
подлежащих
обложению страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физлиц, несколько
отличается от перечня сумм, ранее не облагаемых ЕСН.
Так,
теперь страховыми взносами облагаются:
·
компенсационные
выплаты за неиспользованный отпуск. Они исключены из необлагаемых сумм пп. «д»
п.2 ч.1 ст.9 ФЗ от 24.07.2009 №212 –ФЗ;
·
выплаты
в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда
(абз. 2 пп. «и» п.2 ч.1 ст.9 ФЗ от 24.07.2009 №212 –ФЗ). Следует отметить, что
до 2010 г. В пп.2 п.1 ст. 238 НК РФ такие выплаты не были поименованы как не
облагаемые ЕСН. Однако финансовое ведомство и арбитражные суды сходились во
мнении, что компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными
условиями труда, выплачиваемые работодателем в размере, который установлен
коллективным (трудовым) договором, не облагаются ЕСН.
·
выплаты
в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного
плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих
международные рейсы (абз. 3 пп. «и» п.2 ч.1 ст.9 ФЗ от 24.07.2009 №212–ФЗ). До
2010 г. Вопрос о начислении ЕСН на выплаты взамен суточных членам экипажей
кораблей являлся спорным. Финансовое ведомство утверждало, что они облагаются
ЕСН, а судебная практика сходилась во мнении, что подобные выплаты относятся к
компенсационным, связанным с особыми условиями труда, которые на основании ст.
238 НК РФ ЕСН не облагались;
·
стоимость
форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с
законодательством РФ (п.9 ч.1 ст.9 ФЗ от 24.07.2009 №212–ФЗ). До 2010 г. В
пп.11 п.1 ст. 238 НК РФ было указано, что освобождение от обложения ЕСН
распространялось и на этих лиц;
·
стоимость
льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам (п.10 ч.1 ст.9 ФЗ
от 24.07.2009 №212–ФЗ). Ранее эти суммы присутствовали в аналогичной форме НК
РФ (пп. 12 п.1 ст. 238 НК РФ).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|