МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экономическая сущность и становление межбанковских кредитов и расчетов

    Именно в 1993 г. возникла острая потребность определиться с тем, что представляют собой ставки межбанковского рынка; с этой проблемой в тот момент сталкивались не только ЦБ РФ, но и непосредственные участники этого рынка - коммерческие банки.

    На российском финансовом рынке в качестве аналитических показателей при различных финансовых расчетах и операциях начали использовать ставки рублевого межбанковского рынка, рассчитываемые Информационным консорциумом, - это так называемые ставки MIBOR, MIBID и MIACR. Ставка MIBOR- средняя объявленная процентная ставка по предоставлению (размещению) межбанковских кредитов; MIBID - средняя объявленная ставка по привлечению межбанковских кредитов; MIACR- средневзвешенная фактическая процентная ставка по предоставленным межбанковским кредитам [19, с. 32].

    Введение системы регулярно рассчитываемых и публикуемых индикаторов стоимости кредитов в информационную инфраструктуру рынка МБК сыграло важную роль, как для развития самого рынка, так и для финансового рынка России в целом. Рынок стал более предсказуем и стабилен, так же оперативная информация об индикаторах рынка является необходимой информационной поддержкой для банков, опираясь на которую они могут строить свою ценовую политику на каждый текущий день.

    Становлению открытого и цивилизованного рынка МБК способствовали аукционы денежных ресурсов. Открытое проведение торгов на аукционе позволяло определить рыночную цену (процентную ставку) денежных ресурсов по межбанковскому кредиту.

    Возникновение аукционной формы торговли денежными ресурсами было обусловлено следующими факторами:

    • высоким разбросом значений процентных ставок по межбанковским кредитам;

    • отсутствием общих технологических стандартов в предоставлении кредитов;

    • отсутствием достоверной информации о сделках по МБК.

    Первый аукцион денежных ресурсов был организован Оргбанком на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) 1 августа 1991 г. В дальнейшем аукционы стали проводить и другие биржи: Санкт-Петербургская фондовая биржа (СПФБ), Московская международная фондовая биржа (ММФБ), Самарская фондовая биржа (СФБ) и другие [11, с. 53].

    Преимуществом аукциона по сравнению с практикой межбанковского кредитования на закрытом рынке является установление цены денежных ресурсов, исходя из сложившегося на торгах соотношения спроса и предложения.

    Свободная аукционная торговля кредитными ресурсами, информированность участников рынка о результатах торгов (сумма выставленных на продажу лотов и объемов продаж, процентных ставках на различные сроки кредитования), а также рыночная конкуренция между организаторами аукционов за привлечение большего количества участников межбанковского рынка позволили достичь сбалансированного состояния рынка- равновесие спроса и предложения.

    В июне 1993 г. структуру финансового рынка России дополнил рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). В качестве агента Министерства финансов РФ Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг и начал принимать участие в функционировании этого рынка - осуществлять операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке подразумевается купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг. Операции покупки этим банком ценных бумаг увеличивает денежные средства на корреспондентском счете коммерческого банка на сумму покупки, при этом возрастает кредитный потенциал последнего. Операция продажи ценных бумаг Банком России соответственно уменьшает кредитные возможности коммерческого банка [10, с. 104].

    Тем самым операции ЦБ РФ на открытом рынке увеличивают или уменьшают зависимость банка от внешних источников, какими являются межбанковские кредиты. Практика показывает, что проводимые ЦБ РФ операции на открытом рынке существенно влияют на коньюктуру рублевого межбанковского рынка, объемы совершаемых сделок и уровень процентных ставок.

    Возросшая роль рынка МБК в банковском секторе экономики, увеличение числа его участников, рост объемов совершаемых операций, с одной стороны, и ухудшение финансового положения многих банков, не способных своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства. С другой стороны, вызвали необходимость более внимательного отношения банковских аналитиков к вопросам оценки финансового положения банков- контрагентов, к необходимости оценки различных рисков, анализу и учету, вызывающих их факторов. Одним из способов оценки финансового состояния банков стал широко вводимый в банковскую практику рейтинговый подход, связанный с развитием информационной инфраструктуры рынка - рейтинговой оценкой банков.

    В основе этой оценки лежит обобщенная характеристика по конкретному признаку, позволяющему ранжировать банки в определенной последовательности по мере убывания данного признака или расположить их по определенным группам. При этом критерием сравнения могут быть как количественные показатели, характеризующие масштаб развития банка, так и качественные показатели, характеризующие степень устойчивости, надежности банка. Источниками информации для составления рейтинга могут быть: данные балансов коммерческих банков, отчетные финансовые показатели банков на определенную дату. Дополнительными источниками информации могут служить данные, почерпнутые из средств массовой информации, полученные от клиентов, партнеров и других источников. Наиболее достоверную рейтинговую оценку надежности коммерческих банков дают государственные органы (центральные банки), которым по законодательству предоставлены права по осуществлению надзорных функций.

    В российской банковской практике первой квалификацией банков, появившейся в печати, стал рейтинг надежности банков ИЦ "Рейтинг". В дальнейшем данным вопросом стали заниматься некоторые экономические издания - "Коммерсантъ", "Экономика и жизнь", "Деловой мир". Это были первые попытки классификации банков, но они оказались довольно далеки от решения конкретного практического вопроса о возможности и целесообразности кредитования конкретных банков и установления лимитами, реализацией риска ликвидности (т.е. невозможностью привлечь средства оперативно и по среднерыночной стоимости или вообще заимствовать их на межбанковском рынке). Таким образом, рынок перестает выполнять главную функцию - оперативного и надежного источника средств для поддержания ликвидности банков [5, с. 115].

    За короткий исторический промежуток времени новая банковская система России пережила несколько кризисов. В результате банковская система в целом окрепла, приобрела устойчивость и более высокую надежность. Повышению дальнейшей стабильности банковской системы будет способствовать устойчивость государственной экономики и адекватное регулирование Центральным банком РФ деятельности коммерческих банков.

    Таким образом, анализ событий, происходивших на рынке МБК за всю историю формирования и развития, начиная с конца 80-х годов прошлого столетия и до настоящих дней, позволил выделить отдельные этапы развития рынка МБК. Этапы отражают определенный уровень развития рынка и его функциональную направленность.


    1.2 Формирование системы межбанковских расчетов

     

    Совокупность всех денежных расчетов экономической системы составляет ее денежный оборот. В свою очередь, денежные расчеты совершаются в форме безналичных платежей, либо в виде непосредственного обращения наличных денег. Во всех цивилизованных, экономически развитых странах основной частью денежного оборота (более 90 %) является безналичный платежный оборот. Он представляет собой процесс организации денежных расчетов в экономической системе без непосредственного участия наличных денег по средствам их перевода с одного счета на другой, либо путем, так называемого зачета взаимных требований.

    Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет покупателя.

    Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики. В денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений и обществе. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между банками – межбанковских расчетов, что обусловлено широкой разветвленностью хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий. По существу, лишь на основе расчетов между разными банками и их филиалами можно завершить расчеты в народном хозяйстве:

    • предприятий друг с другом по поводу купли- продажи товаров (услуг);

    • с финансовыми органами по уплате налогов;

    • с внебюджетными фондами по перечислению обязательных взносов;

    • со страховыми компаниями по страхованию коммерческих рисков и имущества;

    • с собственным персоналом по выплате заработной платы и других платежей;

    • другие денежные расчеты [9, с. 26].

    Определенная часть межбанковских расчетов (МБР) служит для экономических связей самих кредитных и финансовых институтов, например:

    • при размещении денежных средств в форме депозитов и кредитов;

    • при переучете векселей друг у друга и в ЦБ РФ;

    • получение от ЦБ РФ кредитов в порядке рефинансирования;

    • покупка и продажа ценных бумаг, в том числе государственных.

    Межбанковские расчеты сопровождают и различного виды внешнеэкономических связей, возникающих в процессе экспорта- импорта товаров (услуг), капиталов и миграции рабочей силы.

    Таким образом, платежный механизм опосредствует "обмен веществ" в хозяйственной системе, от его четкой и непрерывной работы зависит общая эффективность функционирования экономических институтов [3, с. 89].

    Особенно велика роль этого механизма для банков.

    Организация системы денежных расчетов в советский период, как известно, характеризовалась "административной" спецификой. Разграничение наличного и безналичного денежного оборота было искусственным. Если международные расчеты осуществлялись в какой-то мере в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами, то внутри страны функционирование расчетной системы проводилось в движение исключительно жесткими инструкциями Государственного банка СССР.

    Действующие принципы организации безналичных расчетов, а, следовательно, и межбанковские расчеты, в России в определенной степени сохраняют в себе черты более чем полувекового господства государственной собственности на банковское дело и заключаются в следующем:

    • все расчеты должны производиться через учреждения банка;

    • все платежи должны осуществляться в основном после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а при необходимости, погашение в денежной форме других обязательств (по возврату кредита, например, и др.);

    • по мере наступления сроков погашения. Допускается и использование авансовых платежей, а также предварительные оплаты в том случае, если это оговорено соглашением между поставщиком и покупателем;

    • оплата совершается только с согласия или по поручению плательщика- владельца счета. В бесспорном порядке взыскивается недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, штрафы, а также другие средства, списываемые со счета на основании распоряжений судебных органов и т. п.;

    • платежи со счета должны осуществляться при наличии на нем необходимых средств, либо в том случае, если плательщик имеет право на кредит.

    Организация межбанковских расчетов является одной из основных проблем развития банковского дела [9, с. 76].

    Как уже отмечалось выше, естественной составной частью расчетов, осуществляемых банками, межбанковские расчеты. Причем последние в настоящее время реализуются через систему корреспондентских счетов, открываемых коммерческими банками в подразделениях ЦБ, через прямые связи между коммерческими банками и посредством межбанковского клиринга.

    Современная система МБР в России регламентировалась специальным Положением ЦБ РФ "Об организации межбанковских расчетов на территории РФ" (от 9 июля 1992 г. - приложение к Положению о безналичных расчетах в РФ).

    С апреля 1998 г. в действие вступило Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ, утвержденное ЦБ РФ 25 ноября 1997 г. (Положение № 5- П), которое регулирует более широкий круг вопросов, характерных для МБР [10, с. 152].

    В процессе развития банковской системы в СССР была создана в целом отлаженная система межбанковских и внутрибанковских расчетов, в том числе с использованием зарубежного опыта. Взаимные зачеты долговых требований между банками- участниками расчетов осуществляли специальные расчетные отделы, созданные при эмиссионном банке (правлении и провинциальных конторах Госбанка России) в 1898 г.

    Развитие межбанковского клиринга в России отличалось большим динамизмом и высокой эффективностью. Однако, после Октябрьской революции 1917 г. расчетные отделы были упразднены.

    В СССР расчетные отделы стали вновь создаваться в 1922-1923 гг. в связи с созданием специализированных банков. В то время они осуществляли зачеты взаимных требований между учреждениями банков и сберкасс, производили ежедневный обмен платежными документами.

    После кредитной реформы 1930-1932 гг. произошли крупные изменения в структуре кредитной системы и характере функций отдельных ее звеньев. Централизация в Госбанке СССР кассовых операций, почти всех операций по краткосрочному кредитованию и расчетам между хозорганами, а в четырех специальных банках долгосрочных вложений операций по финансированию и кредитованию капитальных вложений и подрядных организаций, сокращение сети специализированных банков - все это сделало ненужным применение метода клиринга для расчетов между учреждениями этих банков.

    В 1933 г. в системе Госбанка СССР были введены расчеты посредством счетов межфилиальных оборотов (далее - МФО), просуществовавшие до конца 80-х годов.

    Данная система представляет собой своеобразный внутрибанковский клиринг. Конечное сальдо межфилиальных расчетов определялось и отражалось в Правлении Госбанка СССР. Поскольку в стране функционировал, по сути единый государственный банк, клиринг носил общегосударственный характер.

    Система МФО, введенная в 1933 г., достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны. Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования. Но такая система расчетов могла быть дифференцированной лишь в условиях централизованной системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях между филиалами одного банка.

    С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большого количества самостоятельных банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система межбанковских расчетов должна была претерпеть изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на корреспондентские отношения между банками. Внедрение и отлаживание новых расчетов всегда сопряжено с большими трудностями экономического, организационного и технического характера [9, с. 115].

    Анализ состояния современной расчетной системы России позволяет охарактеризовать ее как четырехуровневую. Первый уровень - расчеты через учреждения ЦБ РФ; второй - расчеты через различные расчетные, клиринговые палаты (в качестве небанковских кредитных учреждений); третий - расчеты непосредственно через коммерческие банки, их расчетные подразделения и четвертый уровень - расчеты через коммерческие сети.

    Политика ЦБ РФ, и это четко прослеживается по нормативным документам, выступлениям руководящих сотрудников Центробанка РФ на конференциях, семинарах и т.д., направлена на поддержку небанковских кредитных учреждений, осуществляющих расчетную деятельность, а также на активную разработку нормативной и правовой базы их функционирования.

    В принципе, это тенденция положительная. Было бы неправильным все многообразие форм и видов расчетов осуществлять на каком - то одном из названных уровней.

    Расчеты федерального значения, например, налоговые, бюджетные платежи должны быть подконтрольны государственным органам и проводиться с наименьшей степенью риска, т. е. через учреждения Банка России.

    Платежи по операциям на организованных рынках, например, пластиковых карт, ценных бумаг, и других целесообразно осуществлять через созданные самими же ассоциированными членами этих рынков расчетные, клиринговые палаты, что также способствует снижению рисков.

    Платежи между коммерческими банками, а также между клиентами должны проводиться через взаимные корсчета на основе четко регламентированных договорных отношениях между коммерческими банками, а также банков с их клиентами. Это позволит сократить сроки расчетов, более эффективно управлять ресурсами, снизить финансовые издержки, минимизировать риски.

    Важно и то, что четырехуровневая расчетная система позволяет равномерно распределить общий объем платежей и, следовательно, нагрузку на каждый уровень по таким признакам, как сумма платежей текущего дня и другим. Это позволяет снизить операционные и технологические риски и риск, связанный с разницей во времени в различных часовых поясах [4, с. 174].

    С одной стороны, существование нескольких различных систем свидетельствует о том, что каждая из них несовершенна, обладает определенными недостатками. В какой-то степени это затрудняет контроль над движением денежных потоков. Но, с другой стороны, наличие альтернативных вариантов дает возможность выбора.

    Несмотря на то, что порядок расчетов в каждой из подсистем имеет существенные отличия и особенности, они базируются на единых принципах. Основными требованием к расчетам являются достаточная их оперативность и предсказуемость платежей, высокая надежность, безопасность, экономическая эффективность и широкое разнообразие в соответствии с потребностями пользователей. Межбанковские расчеты осуществляются согласно принципам, которые свойственны системе безналичных расчетов в целом, однако их проявление в расчетах между банками имеет определенную специфику.

    Поскольку банки являются начальным и конечным звеном в цепи расчетов между различными экономическими субъектами, их невозможно было бы завершить, если бы не существовала система расчетов между самими банками. В связи с этим огромное значение для организации межбанковских расчетов имеет принцип поддержания банками своей ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное и в полном объеме проведение расчетов с другими банками. Он стремиться совместить получение прибыли, требующее замораживание активов на относительно долгий срок, с гарантией надежности и ликвидности. Отсутствие средств на корреспондентском счете банка и несбалансированности его ликвидности даже в течение непродолжительного времени может вызвать серьезные негативные последствия, поэтому банку необходимо осуществлять управление своей ликвидностью, что диктует необходимость своевременного поступления средств на коррсчета и рационального их использования [12, с. 162].

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.