МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Депозиты физических лиц как основа банковских ресурсов

    На 01.01.2006 в филиале сложились высокие показатели стабильности депозитной базы:

    Коэффициент прилива средств в банк по депозитам физических лиц составил 90%. Это означает, что банком за 2005 год привлечено средств населения в белорусских рублях на 90% больше, чем за 2004 год.

    Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

    -за 2005 год произошло увеличение привлеченных ресурсов на 76,5% или на 79125,8 млн. рублей, что в целом является положительным моментом для банка;

    -наибольший удельный вес в структуре банковских привлеченных средств занимают средства физических лиц (66,3%);

    -за 2005 год изменился удельный вес счетов до востребования с 13,6% до 12,8% и срочных депозитов с 82,6% до 79,2%, так как филиал активизировал свою деятельность по предложению новых банковских продуктов: пластиковых карточек, сберегательных сертификатов, облигаций АСБ «Беларусбанк»;

    -у физических лиц наибольшей популярностью пользуются срочные депозиты в национальной валюте;

    -самым востребованным видом вклада на 01.01.2006 является срочный вклад «Победа» со сроком хранения 1 год и 1 месяц и доходом савка рефинансирования плюс два процентных пункта.


    3. Проблемные вопросы и перспективы формирования устойчивых депозитов в Республике Беларусь


    Проблема формирования привлеченных ресурсов является одной из наиболее актуальных в работе банка в настоящее время. Если раньше для целей технического перевооружения, расширения, реконструкции производства, нового строительства преимущественно использовались бюджетные средства, а не долгосрочные или среднесрочные банковские ссуды, то и потребность в аккумуляции срочных вкладов, а также поиск других источников средне и долгосрочных кредитных вложений, отсутствовали. Переход к двухуровневой банковской системе, создание экономически самостоятельных коммерческих банков, перевод хозяйства на принципы самофинансирования привели к увеличению заинтересованности банков в привлечении свободных денежных средств на свои счета. Теперь размеры активных операций определяют не установленные государством лимиты кредитных вложений, а реально привлеченные на банковские счета ресурсы. [43,с.137]

    Однако возможности банка в привлечении средств не безграничны и регламентируются со стороны центрального банка в любом государстве. В целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков, для банков Национальным банком устанавливаются нормативы:

    максимального размера привлеченных средств физических лиц;

    соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.

    Норматив максимального размера привлеченных средств физических лиц представляет собой предельное процентное соотношение общей суммы привлеченных денежных средств физических лиц и собственных средств (капитала) банка. В расчет принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, учитываемые на балансовых счетах в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, от остатков на которых в установленном законодательством порядке производятся отчисления в гарантийный фонд защиты средств физических лиц. В расчет не принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, сохранность и возврат которых гарантируется государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Максимальный размер привлеченных средств физических лиц устанавливается в размере 100 процентов собственных средств (капитала) банка.

    В целях поддержания банками достаточности объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском не должно превышать 1. К активам с ограниченным риском относятся:

    - наличные денежные средства и драгоценные металлы;

    - средства в Национальном банке;

    -средства на счете фонда обязательных резервов в Национальном банке;

    -ценные бумаги Правительства Республики Беларусь, Национального банка, номинированные в белорусских рублях;

    -кредитная задолженность органов государственного управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в национальной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

    -кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в белорусских рублях, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка, залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

    -ценные бумаги Правительства, Национального банка, номинированные в иностранной валюте;

    -кредитная задолженность органов государственного управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в иностранной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

    -кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка;

    - кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

    кредитная задолженность, обеспеченная залогом драгоценных металлов в слитках;

    -кредитная задолженность, образовавшаяся в результате предоставления физическим лицам кредитов на строительство (приобретение) жилых помещений, полностью обеспеченная залогом жилых помещений, принадлежащих на правах собственности физическим лицам, залогом прав физических лиц на строящиеся (приобретаемые) жилые помещения. [8]

    Кроме рассмотренных выше ограничений, для защиты вкладчиков от негативных последствий банкротства банков коммерческие банки Республики Беларусь в обязательном порядке участвуют в формировании Гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц, который создается при Национальном банке Республики Беларусь. Этот фонд формируется всеми банками республики, имеющими право привлекать средства физических лиц. Целью создания Гарантийного фонда является возмещение физическим лицам возможных потерь их средств в случае несостоятельности банков по погашению своих обязательств перед вкладчиками. Фонд формируется за счет ежемесячных взносов и аккумулируется в Национальном банке.

    Средства гарантийного фонда используются для возврата физическим лицам средств, размещенных в банках, в случае невозможности банка самостоятельно исполнить свои обязательства перед физическими лицам и при банкротстве.

    Предоставление средств из гарантийного фонда производится только в том случае, если банком приняты все меры, предусмотренные законодательством, по взысканию и реализации имущества в целях погашения им своих обязательств перед физическими лицами. [9]

    В настоящее время Белагропромбанк и Беларусбанк не входят в систему гарантирования, созданную при Национальном банке, и не уплачивают взносы в Гарантийный фонд подобно другим банкам. Сохранность и возврат вкладов в этих банках, причем вкладов в полном объеме гарантирует государство. Вкладчикам еще четырех банков (Белпромстройбанка, Белвнешэкономбанка, Приорбанка и Белинвестбанка) государство гарантирует полный возврат вкладов, размещенных в этих банках в иностранной валюте. [3]

    Национальным банком установлен предельный размер вклада или депозита физического лица, хранящегося в одном банке, подлежащий возмещению. Эта сумма, эквивалентная 1 тыс. дол. США, независимо от количества и видов вкладов и депозитов данного лица.

    Существуют и другие методы регулирования Национальным банком деятельности по привлечению средств:

    - проводимая процентная политика Национального банка и установление им определенного уровня ставки рефинансирования оказывает воздействие на стоимость привлекаемых банком ресурсов;

    - установленные процентные ставки за хранение свободных денежных средств на счетах в Национальном банке Республики Беларусь также влияют на процентные ставки по депозитам и кредитам банков;

    - соблюдение конкретных нормативов (показателей) ликвидности требует от коммерческих банков поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства.

    Очень важным этапом при анализе эффективной работы любого банка является оценка правильного управления имеющимися банковскими ресурсами, в том числе и привлеченными или заемными.

    Управление банковскими ресурсами - это деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в тесной увязке с их размещением. Обычно основная цель управления активами и пассивами банка состоим в максимизации маржи банка – разности между процентными поступлениями и процентными издержками. Стратегия управления банковскими ресурсами – это постоянно решать задачу как и куда вкладывать (размещать ) имеющиеся у банка ресурсы с целью максимизации прибыли. В соответствии с этой стратегией менеджерам банка следует тщательно отслеживать соотношения или пропорции между краткосрочными и долгосрочными пассивами и сопоставлять их с аналогичной структурой активов. Если ресурсы банка сформированы за счет краткосрочных источников, то большая часть их должна размещаться в краткосрочные кредиты и ценные бумаги, и наоборот. [43, с.118]

    Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Избыточное количество привлеченных средств усиливает риск потери банковской ликвидности и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности коммерческого банка. Преобладание в составе банковских ресурсов собственных средств банка также нельзя назвать положительным явлением. Это связано, в частности, с возможным снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Несбалансированность структуры источников банковских ресурсов может являться причиной ухудшения показателей деятельности коммерческого банка и снижения имиджа на рынке денежных ресурсов.

    Для определения соотношения собственных и привлеченных ресурсов рассчитывается коэффициент финансового рычага (Кр):


     (3.1)


    Он показывает, насколько обеспечены привлеченные ресурсы банка его собственными средствами.

    Процесс управления ресурсами, мобилизованными коммерческим банком, имеет не только количественную, но и качественную сторону. Предположим, что мы привлекли большую сумму и теперь перед банком стоит задача эффективного размещения этих ресурсов, которое возместило бы затраты по их привлечению и обеспечило бы банку прибыль, а также одновременное выполнение требований Национального банка Республики Беларусь по ликвидности. Это становится возможном при осуществлении коммерческими банками тесной взаимоувязки пассивных операций с активными. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие между размерами и характером имеющихся в его распоряжении ресурсов и направлениями и сроками кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

    Важным показателем для оценки полноты размещения привлеченных ресурсов является эффективность использования банком привлеченных средств. Ее можно рассчитать по формуле (3.2):


     , (3.2)


    где Эпс - эффективность использования привлеченных средств; ПС- объем привлеченных средств; КБ - сумма кредитных вложений.

    Этот показатель характеризует размер привлеченных средств, приходящийся на 1 рубль кредитных вложений. Данный показатель может определять процент суммы кредитных вложений, осуществляемой за счет привлеченных ресурсов. Если его значение, например, равно 75 %, то это говорит о недостаточной эффективности использования привлеченных средств. Но значение показателя может быть и больше 100 % (в случае, когда темпы формирования портфеля депозитов опережают темпы роста кредитных операций). Этот факт свидетельствует об использовании привлеченных средств в качестве не только кредитных ресурсов, но и источника других активных операций. Иначе говоря, банк привлекает ресурсов больше, чем кредитует, и привлеченные им средства реализуются не только для кредитования, но и в иных целях, в том числе для покрытия собственных затрат банка.. [34]

    В Республике Беларусь часто используются административные методы управления экономикой. Принудительное кредитование Государственных программ поддержки сельского хозяйства, жилищного строительства крупными банками сказывается не только на их работе, но и на работе всей банковской системы. Восполнить потери можно только с помощью эффективного управления другими ресурсами.

    Между банками ведется серьезная конкурентная борьба за клиентов. Методами борьбы являются: расширение перечня услуг, их удешевление, снижение процентов по кредитам и увеличение процентов по депозитам и др.

    Но уступки клиенту не должны влиять на прибыль работы банка в целом. Поэтому в условиях конкуренции банк не может себе позволить неэффективное управление активами и пассивами. Структура пассивов практически одинакова во всех коммерческих банках, но доля каждой части пассивов может существенно меняться в зависимости от целей и направления деятельности банка, обслуживаемой клиентуры региона и т.д. Соответственно, общих методов управления пассивами (в т.ч. привлеченными ресурсами), одинаково подходящих всем банкам, быть не может - каждый банк должен разработать свои методы.

    Одной из проблем, связанных с привлечением банками средств является прохождение колоссального денежного оборота в наличной форме, т.е. вне банковских счетов.

    Следует отметить, что одним из наиболее важных ресурсов банка является депозит, поскольку, по сути, он представляет собой кредит населения. Однако депозитам, как источнику формирования банковского капитала отдельно взятого коммерческого банка, присущи некоторые недостатки. Во-первых, операции по привлечению денежных средств во вклады связаны со значительными маркетинговыми усилиями, денежными и материальными затратами коммерческого банка. Это не позволяет коммерческому в случае необходимости получить средства для проведения активных операций, осуществления непредвиденных платежей. Во-вторых, часть привлеченных депозитов и вкладов коммерческие банки обязаны хранить в Национальном банке. В-третьих, мобилизация денежных средств во вклады и депозиты в большинстве случаев зависит от вкладчика, а не от банка, которому зачастую бывает трудно, а то и невозможно добиться дополнительного привлечения средств посредством депозитов.

    Итак, банк сегодня должен проводить активную политику, направленную на привлечение средств и использование их в качестве ресурсов. Она должна опираться на интересы вкладчиков, чтобы максимально заинтересовать их в хранении средств на банковских счетах. И главным стимулом, конечно, является плата по депозитам, размер которой, безусловно, должен быть выше уровня инфляции.

    Для расширения ресурсной базы банков и повышения ее стабильности, защиты сбережений населения от инфляции и увеличения привлекательности белорусского рубля как средства сбережений банкам необходимо активизировать работу по привлечению средств населения. Ориентируясь на потребность конкретных социальных и возрастных групп населения в банковских услугах, следует расширить перечень и разнообразие видов депозитных счетов физических лиц, различающихся по срокам привлечения сбережений, условиями хранения и возврата средств, начисления и выплаты процентов. С этой целью возможно более широкое внедрение в практику работы банка привлечения средств населения на такие виды депозитных счетов физических лиц, как:

    - условные депозиты, предполагающие размещение средств физических лиц до наступления определенного условия;

    - пенсионные вклады, накапливаемые до определенного размера и в дальнейшем выплачиваемые ежемесячно по уходе на пенсию;

    - ритуальные депозиты, предназначенные для накопления средств на бракосочетание, погребение и другие, сумма которых определяется исходя из стоимости перечня включенных в соответствующий ритуал услуг, а доход выплачивается в форме индексации суммы депозита при изменении цен на оказание услуги, но не менее процентной ставки по иным срочным вкладам;

    - премиальные депозиты, часть дохода по которым выплачивается в виде премий при соблюдении вкладчиком определенных условий пополнения депозита;

    - накопительные депозиты, предназначенные для накопления средств на строительство или приобретение жилья, либо на приобретение товаров длительного пользования. Владелец такого депозита может также иметь право на получение целевого кредита на строительство или приобретение жилья. В настоящее время Беларусбанк разрабатывает систему стройсбережений. В общих чертах это выглядит так: прежде чем получить право на строительство жилья, человек в течение 3 или 5 лет накапливает определенную сумму, ежемесячно вкладывает деньги под проценты (не ниже индекса цен на строительно–монтажные работы). Затем банк предоставляет такому вкладчику преференции и льготный кредит. Первыми оценить преимущества нововведения смогут жители г. Жодино. [16]

    Целесообразно также разработать целостный пакет мер по развитию системы долгосрочных сбережений физических и юридических лиц в стране. В нем необходимо предусмотреть следующее:

    -разработку порядка создания специальных целевых инвестиционных депозитных счетов физических и юридических лиц для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ за счет сбережений населения с соответствующей защитой вкладов от инфляции;

    -осуществление целенаправленного развития банковских услуг по формированию долгосрочных целевых вкладов граждан физических лиц), вложения в разного рода страховые полисы (пенсионное, медицинское и страхование жизни), в акции и другие инвестиционные инструменты на уровне отдельного банка, имеющего статус универсального;

    -приближение услуг сберегательных учреждений к населению (особенно в сельской местности) посредством формирования почтовых сбережений, что широко используется в мировой практике;

    -соответствующие льготы вплоть до освобождения от налогообложения части доходов физических лиц, которая направляется на целевые долгосрочные формы вкладов и инвестиций;

    -для стимулирования наращивания долгосрочной составляющей ресурсной базы универсальных банков следует обеспечить: контроль со стороны Национального банка за формированием долгосрочной составляющей его пассивов; реальную экономическую заинтересованность банков в реструктуризации пассивов с целью удлинения сроков использования привлеченных ресурсов.

    В частности, желаемый эффект могут дать такие меры, как:

    -дифференциация требований по фонду обязательных резервов в зависимости от структуры привлеченных средств и освобождение от обязательного резервирования средств, привлекаемых на срок свыше трех лет;

    -в целях поощрения процессов капитализации банков (что является способом наращивания долгосрочной ресурсной базы) можно в порядке эксперимента снизить ( вплоть до полного освобождения) норму отчислений в фонд обязательных резервов по срочным вкладам физических лиц в иностранной валюте для тех банков, которые сформировали собственные капиталы в размере 10 млн. евро и выше;

    -мерой по стимулированию инвестиционных кредитов может стать также разработка механизма, позволяющего компенсировать банкам разницу между рыночной стоимостью привлекаемых от населения денежных средств и ставкой размещения их в инвестиционных кредитах.

    Банки должны иметь свою стратегию поддержания устойчивости депозитов. Частью такой стратегии является маркетинг- повышение качества обслуживания клиентов, с тем, чтобы они оставались верными банку и во время кризисных ситуаций. Повышение сроков сберегательных депозитов, их средней суммы также смягчает колебание депозитов во время кризисов. Следует также развивать спектр банковских услуг для вкладчиков, что будет стимулировать внесение средств на счета банка.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.