Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие
Организация процесса выплат вкладчикам возмещения по
вкладам при наступлении страхового случая в банке – участнике системы обязательного
страхования вкладов является важнейшим направлением деятельности Агентства. Для
ее осуществления Агентством разработан пакет соответствующих регулятивных и
организационно-методических документов. Разработана система организации выплаты
возмещения по вкладам, которая устанавливает порядок выплат и урегулирования
разногласий о размере возмещения, а также определяет процедуру восстановления
пропущенного срока для обращения вкладчиков с требованием о возмещении по
вкладам. Кроме того, документ содержит основные положения, касающиеся участия
банков-агентов в организации выплат вкладчикам. Согласно закону Агентство
вправе осуществлять выплаты самостоятельно или привлекать для этого
банки-агенты, действующие от имени Агентства и за его счет.
Выплата возмещения по вкладам через банки-агенты
рассматривается Агентством как основной, наиболее эффективный и быстрый способ
расчетов с вкладчиками. Такой подход позволяет сохранять депозитную базу
банковской системы и в то же самое время воспитывать доверие населения к
банковским услугам. В данной работе Агентство будет опираться на сетевые банки
федерального уровня и крупные региональные кредитные организации, что позволит
создать гибкий механизм выплат. Для привлечения банков-агентов к сотрудничеству
по выплате страхового возмещения по вкладам разработан порядок их конкурсного
отбора, который прошел обсуждение с банковскими ассоциациями в рамках
заключенных соглашений о взаимодействии, согласован с Федеральной
антимонопольной службой и утвержден Советом директоров Агентства (протокол № 6
от 17.09.04 г.).
Установлено, что банки-агенты федерального уровня
должны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. и не менее 10 обособленных
структурных подразделений. Требование к региональным банкам-агентам - доля
вкладов граждан и капитала не менее 10% в масштабе субъекта Российской
Федерации. Данным требованиям в настоящее время в совокупности соответствуют
примерно 150 кредитных организаций. Для проведения отбора банков-агентов в
Агентстве создана постоянно действующая конкурсная комиссия. Она состоит из 11
человек и наряду с работниками Агентства включает представителей Ассоциации
российских банков и Ассоциации региональных банков «Россия». Утвержден порядок
взаимодействия с банками-агентами при проведении выплаты возмещения по вкладам.
В соответствии с указанным документом банк-агент осуществляет выплату
возмещения по вкладам без взимания с вкладчиков вознаграждения за свои услуги.
Размер оплаты Агентством услуг банка-агента определяется в соответствии с
предложенными им в ходе конкурса финансовыми условиями в пределах установленной
Советом директоров нормы компенсации затрат - не более 1,5% от выплаченных сумм
возмещения по вкладам (протокол № 7 от 27.10.04 г.).
Закон о страховании вкладов предусматривает
взаимодействие между Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними
полномочий, связанных с функционированием системы обязательного страхования
вкладов. Так, распоряжением Банка России от 17 октября 2003 г. создана
совместная рабочая группа по подготовке нормативной базы регулирования
страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, состоящая из
представителей Агентства и Банка России. Этой группой, в частности, было
разработано Соглашение о координации деятельности и обмене информацией,
заключенное между Агентством и Банком России 29 сентября 2004 г. Соглашением
определены основные направления совместной работы по вопросам участия банков в
системе страхования вкладов, уплаты банками страховых взносов, выплаты
возмещения по вкладам, проведения проверок банков по вопросам страхования
вкладов и применения к ним мер ответственности, ликвидации банков, а также в
решении других задач, возникающих в связи с функционированием системы
страхования. Кроме того, 1 ноября 2004 г. заключено Соглашение об обмене информацией
в электронном виде между Банком России и Агентством, позволяющее ускорить
документооборот между организациями и получение из банка при возникновении
страхового случая реестра обязательств перед вкладчиками по каналам связи Банка
России.
Банком России с участием Агентства подготовлен
проект Указания «Об особенностях проведения проверок кредитных организаций (их
филиалов)» в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации» от 13 января 2005 г. № 1542-У.
Документ регламентирует порядок привлечения Банком России служащих Агентства к
участию в проверках банков, их права и обязанности. Целью проведения таких
проверок является оценка соблюдения банком требований, установленных Законом о
страховании вкладов и нормативными актами Банка России, принятыми в
соответствии с ним. Подготовленное с участием Агентства постановление
Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 «Об
уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» устанавливает, что
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права
требования к банку, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения
по вкладам.
В соответствии с указанным постановлением ФНС России
совместно с Агентством подготовлен проект положения о порядке представления
Федеральной налоговой службой прав требования государственной корпорации
«Агентство по страхованию вкладов» в делах о банкротстве банков-участников
системы обязательного страхования вкладов, которое предположительно вступит в
силу в 2005 году. Важнейшим фактором эффективного функционирования системы
страхования вкладов является взаимодействие Агентства с банковскими
ассоциациями. В отчетном году Агентством были заключены соглашения о
взаимодействии и сотрудничестве по вопросам страхования вкладов с Ассоциацией
российских банков, Ассоциацией региональных банков «Россия» и Ассоциацией
банков Северо-Запада. Основными направлениями в совместной работе являются
формирование единых подходов к применению законодательства о страховании
вкладов, обеспечение защиты прав вкладчиков при соблюдении интересов банков,
повышение прозрачности привлекающих вклады банков, а также оказание банкам
организационной, методической и консультационной помощи по вопросам страхования
вкладов.
Агентство взяло на себя обязательство направлять в
банковские ассоциации проекты своих регулятивных документов по вопросам участия
банков в системе страхования вкладов, расчета и уплаты взносов, а также иных
документов, затрагивающих интересы банков-участников системы страхования
вкладов. В мае 2004 г. Агентство также организовало семинар для разработчиков программного
обеспечения банков и работников, использующих собственные автоматизированные
банковские системы. Целью семинара было улучшение подготовки данных систем к
формированию реестра обязательств перед вкладчиками и расчету страховых
взносов.
В соответствии с Законом о
страховании вкладов в качестве финансовой основы системы страхования
формируется фонд обязательного страхования вкладов. По состоянию на 1 января
2005г. размер фонда составил 4623 млн. руб. В 2004 г. фонд формировался в
основном за счет имущественных взносов Российской Федерации. Первоначальный
имущественный взнос был перечислен в установленные сроки государственной
корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» в
соответствии со статьей 50 Закона о страховании вкладов и составил 2000 млн.
руб. Из них 1894 млн. руб. поступили в форме денежных средств и 106 млн. руб. -
в форме государственных ценных бумаг.
Кроме того, в течение 2004 г. имущественные взносы
Российской Федерации в фонд вносились в соответствии с Федеральным законом «О
признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных
организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации,
а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по
реструктуризации кредитных организаций». Их общая сумма составила 2 619 млн.
руб. Согласно принципу накопительного характера формирования фонда
обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в
2004 г. помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные
страховые взносы банков. В соответствии с фактическим ходом формирования
состава банков-участников системы страхования вкладов в 2004 г. обязанность по
уплате страховых взносов должны были исполнить 26 банков, принятых в систему в
III квартале 2004 г. В установленный Федеральным законом срок все указанные
банки перечислили страховые взносы в сумме 4,1 млн. руб.
Существенных нарушений порядка расчета и уплаты
страховых взносов за III квартал 2004 г. со стороны банков Агентством не
выявлено. Четыре банка несвоевременно перечислили в полном объеме страховые
взносы за III квартал 2004 г. Требования о погашении недоплаты страхового
взноса и уплате пени выполнены этими банками в установленный срок. Средства
фонда обязательного страхования вкладов учитывались на специальном счете
Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов за 2004г. включен в состав годового отчета. Доходы от
размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда в
соответствии с учетной политикой Агентства будут зачислены в фонд после уплаты
налогов и распределения прибыли в установленном Советом директоров Агентства
порядке. Планируется, что общая сумма этих доходов составит 47,1 млн. руб.
Использование денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в 2004г.
не осуществлялось в связи с отсутствием выплат возмещения по вкладам.
В сентябре 2004 г. в соответствии с Законом о
страховании вкладов Агентством были рассчитаны возможные показатели системы
страхования вкладов на 2005 г. Их оценка производилась на основе прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г., исходя из:
·
предположения об
устойчивом экономическом росте и отсутствии предпосылок финансового или
системного банковского кризиса в России;
·
опыта
государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных
организаций», полученного в ходе создания «локальной» системы гарантирования
вкладов в 5 банках и позволяющего оценить соотношение возможных выплат из фонда
к размеру обязательств перед вкладчиками для среднестатистического банка;
·
анализа отношения
суммы вкладов в банках с отозванной лицензией к общей сумме вкладов в банках за
последние 12 лет.
Проверка в 2004 г. финансового состояния всех банков,
включаемых в систему страхования вкладов, в соответствии с правилами,
установленными федеральным законом и нормативными актами Банка России,
учитывалась как дополнительный фактор стабильности системы страхования вкладов.
По расчетам Агентства, в текущем году средств фонда обязательного страхования
вкладов должно быть достаточно для осуществления статистически прогнозируемых
выплат возмещения по вкладам. В этой связи необходимость расходов федерального
бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в 2005 г.
отсутствует. Вопрос достаточности средств фонда страхования вкладов был
рассмотрен Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).
В целях обеспечения сохранности (защиты от инфляции)
и пополнения фонда обязательного страхования вкладов Агентство осуществляет
размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на
принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. В отчетном периоде
размещение средств фонда обязательного страхования осуществлялось в
соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств
фонда обязательного страхования вкладов на 2004 год, утвержденным Советом
директоров Агентства, исключительно в государственные ценные бумаги Российской
Федерации (протокол № 3 от 03.02.04г.). Общая сумма доходов от инвестирования
средств фонда за отчетный период составила 186,1 млн. руб. Общая
доходность инвестирования средств фонда за отчетный период составила 10,8%
годовых, что сопоставимо с приростом стоимости паев паевых инвестиционных
фондов с аналогичной инвестиционной декларацией – в государственные ценные
бумаги.
Заключение
На
основе проведенного анализа деятельности Центрального ОСБ № 4257 Сбербанка РФ
по привлечению сбережений населения, делаются следующие выводы и рекомендации.
Организация
сбережений населения путем их привлечения во вклады коммерческих банков
является весьма выгодной с позиций экономики и государства, так как именно
благодаря такой форме организации сбережения кратчайшим путем превращаются в
инвестиционный потенциал.
Вклады
являются рентабельным размещением средств.
Организация
сбережений как никакая другая форма приспособлена для накопления и является
весьма высоколиквидной. А значительное разнообразие видов вкладов позволяет не
только прогнозировать доход от созданных сбережений, но и маневрировать суммой
вложенного капитала и осуществлять расчеты.
Привлеченные
средства юридических и физических лиц, сосредоточенные на банковских счетах в
результате проведения депозитных и сберегательных операций, а также остатки
средств на расчетных, текущих и других счетах клиентов являются основой
ресурсной базы коммерческого банка. Сбережения населения могут быть привлечены
коммерческим банком, как в виде депозитов, так и виде не депозитных средств,
например, путем продажи долговых ценных бумаг, в том числе сберегательных
сертификатов, векселей и облигаций.
В
экономической литературе отсутствует единая позиция относительно определения
сбережений населения, исходя из практического исследования, в работе дается следующее
определение сбережений, учитывающее два основополагающих момента: 1)
периодичность получения дохода порождающая временной разрыв между доходами и
расходами, и несоответствие уровня заработной платы уровню цен, побуждающие
формировать страховой запас денежных средств; 2) иерархия потребностей не
позволяющая перейти к удовлетворению более высоких потребностей, без
удовлетворения потребностей физиологических. Исходя из вышесказанного,
сбережения населения - это часть дохода, которая не была израсходована на
текущее потребление. Таким образом, в условиях рыночной экономики, основой
сбережений являются доходы населения.
Анализ
факторов влияющих па формирование сбережений позволяет сделать вывод о том, что
сбережения населении формируются под воздействием факторов внутреннею и
внешнего воздействия. Причем факторы внешнего воздействия являются объективными
и подлежат лишь изучению и оценке, а факторы внутреннего воздействия
непосредственно связаны со сберегателем, складываются в процессе его жизни и
могут существенно мeнятьcя, а потому следует их не только учитывать, но и
определить возможные пути воздействия на них.
Для экономики
в целом образование сбережений означает возникновение источника инвестирования хозяйства,
которое реально осуществляется через класс финансовых посредников. Следствием
процесса трансформации сбережений населения в ссуды и инвестиции является
перераспределение спроса из сферы потребительского рынка в сферу оборота
денежных ресурсов предприятий, благодаря чему возникают дополнительные стимулы
экономического развития. Перераспределение личных сбережений через финансово-кредитную
систему означает вовлечение их в сферу управления профессиональных финансовых
посредников (банков, страховых компаний и т.п.)- что в целом повышает степень
обоснованности движения капитала в экономике.
При
исследовании сущности сбережений следует исходить из определенных
основополагающих условий, к которым относятся:
- сущность сбережений как субъекта
исследования;
- место сберегательной политики в
деятельности коммерческого банка;
- роль государства в создании социальной
защиты интересов сберегателей (вкладчиков);
Формирование
оптимальной процентной политики банка основывается на следующих принципах:
- уровень процентных ставок по
операциям коммерческого банка должен находиться в полной зависимости от
состояния спроса на кредитные ресурсы. Любое возрастание спроса должно
определять степень повышения процентных ставок как по активным, так и по
пассивным операциям банка;
- величина процентной ставки должна быть
увязана со сроком хранения средств во вкладах;
- размер процентных ставок должен
учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности,
исключить или ограничить возможность работы банка в условиях процентного риска;
- соблюдение принципа «социальной»
дифференциации процента по вкладам. В условиях роста цен и инфляционных
процессов процент по вкладам должен выполнять гарантийно-страховую функцию,
т.е. быть формой социально-экономической защиты вкладчиков.
При
формировании эффективной процентной политики банка эти принципы следует
учитывать в комплексе.
Можно
сделать вывод о многоаспектном характере понятия сберегательной политики
коммерческого банка и определить основные направления деятельности по
реализации сберегательной политики. В работе выделены три основных направления
реализации сберегательной политики коммерческого банка:
- с точки зрения государства;
- с точки зрения самого банка;
- с точки зрения клиентов банка.
Из этого
следует, что роль сберегательной политики различна в зависимости от субъектов
ее определяющих. Поэтому можно говорить о наличии макро и микроуровня
сберегательной политики. На макроэкономическом уровне сберегательная политика
является частью политики государства.
На
макроэкономическом уровне cбеpeгательная политика выступает как
регулятор деятельности банка по привлечению сбережений населения и как основа
действий сберегателя по сохранению накопленной стоимости. Сберегательная
политика коммерческою банка представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению
сбережений населения на возвратной основе.
Список литературы
1.
Конституция РФ. -
М.: Норма, 2005.
2.
Гражданский
кодекс РФ. - М.: Юрайт, 2005.
3.
Федеральный закон
от 3.02.1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках
и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2004 г.).
4.
Федеральный закон
от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке
России)» (с изменениями от 10.01.2005 г.).
5.
Федеральный закон
от 08.07.1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».
6.
Федеральный закон
от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
(с изменениями и дополнениями от 21.03.2004 г.).
7.
Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения
в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
8.
Федеральный закон
«О страховании вкладов физических лиц и банках Российской Федерации» от 23
декабря 2003 г. № 177-ФЗ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|