МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие

    Организация процесса выплат вкладчикам возмещения по вкладам при наступлении страхового случая в банке – участнике системы обязательного страхования вкладов является важнейшим направлением деятельности Агентства. Для ее осуществления Агентством разработан пакет соответствующих регулятивных и организационно-методических документов. Разработана система организации выплаты возмещения по вкладам, которая устанавливает порядок выплат и урегулирования разногласий о размере возмещения, а также определяет процедуру восстановления пропущенного срока для обращения вкладчиков с требованием о возмещении по вкладам. Кроме того, документ содержит основные положения, касающиеся участия банков-агентов в организации выплат вкладчикам. Согласно закону Агентство вправе осуществлять выплаты самостоятельно или привлекать для этого банки-агенты, действующие от имени Агентства и за его счет.

    Выплата возмещения по вкладам через банки-агенты рассматривается Агентством как основной, наиболее эффективный и быстрый способ расчетов с вкладчиками. Такой подход позволяет сохранять депозитную базу банковской системы и в то же самое время воспитывать доверие населения к банковским услугам. В данной работе Агентство будет опираться на сетевые банки федерального уровня и крупные региональные кредитные организации, что позволит создать гибкий механизм выплат. Для привлечения банков-агентов к сотрудничеству по выплате страхового возмещения по вкладам разработан порядок их конкурсного отбора, который прошел обсуждение с банковскими ассоциациями в рамках заключенных соглашений о взаимодействии, согласован с Федеральной антимонопольной службой и утвержден Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).

    Установлено, что банки-агенты федерального уровня должны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. и не менее 10 обособленных структурных подразделений. Требование к региональным банкам-агентам - доля вкладов граждан и капитала не менее 10% в масштабе субъекта Российской Федерации. Данным требованиям в настоящее время в совокупности соответствуют примерно 150 кредитных организаций. Для проведения отбора банков-агентов в Агентстве создана постоянно действующая конкурсная комиссия. Она состоит из 11 человек и наряду с работниками Агентства включает представителей Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков «Россия». Утвержден порядок взаимодействия с банками-агентами при проведении выплаты возмещения по вкладам. В соответствии с указанным документом банк-агент осуществляет выплату возмещения по вкладам без взимания с вкладчиков вознаграждения за свои услуги. Размер оплаты Агентством услуг банка-агента определяется в соответствии с предложенными им в ходе конкурса финансовыми условиями в пределах установленной Советом директоров нормы компенсации затрат - не более 1,5% от выплаченных сумм возмещения по вкладам (протокол № 7 от 27.10.04 г.).

    Закон о страховании вкладов предусматривает взаимодействие между Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними полномочий, связанных с функционированием системы обязательного страхования вкладов. Так, распоряжением Банка России от 17 октября 2003 г. создана совместная рабочая группа по подготовке нормативной базы регулирования страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, состоящая из представителей Агентства и Банка России. Этой группой, в частности, было разработано Соглашение о координации деятельности и обмене информацией, заключенное между Агентством и Банком России 29 сентября 2004 г. Соглашением определены основные направления совместной работы по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, уплаты банками страховых взносов, выплаты возмещения по вкладам, проведения проверок банков по вопросам страхования вкладов и применения к ним мер ответственности, ликвидации банков, а также в решении других задач, возникающих в связи с функционированием системы страхования. Кроме того, 1 ноября 2004 г. заключено Соглашение об обмене информацией в электронном виде между Банком России и Агентством, позволяющее ускорить документооборот между организациями и получение из банка при возникновении страхового случая реестра обязательств перед вкладчиками по каналам связи Банка России.

    Банком России с участием Агентства подготовлен проект Указания «Об особенностях проведения проверок кредитных организаций (их филиалов)» в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 13 января 2005 г. № 1542-У. Документ регламентирует порядок привлечения Банком России служащих Агентства к участию в проверках банков, их права и обязанности. Целью проведения таких проверок является оценка соблюдения банком требований, установленных Законом о страховании вкладов и нормативными актами Банка России, принятыми в соответствии с ним. Подготовленное с участием Агентства постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» устанавливает, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам.

    В соответствии с указанным постановлением ФНС России совместно с Агентством подготовлен проект положения о порядке представления Федеральной налоговой службой прав требования государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в делах о банкротстве банков-участников системы обязательного страхования вкладов, которое предположительно вступит в силу в 2005 году. Важнейшим фактором эффективного функционирования системы страхования вкладов является взаимодействие Агентства с банковскими ассоциациями. В отчетном году Агентством были заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам страхования вкладов с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков «Россия» и Ассоциацией банков Северо-Запада. Основными направлениями в совместной работе являются формирование единых подходов к применению законодательства о страховании вкладов, обеспечение защиты прав вкладчиков при соблюдении интересов банков, повышение прозрачности привлекающих вклады банков, а также оказание банкам организационной, методической и консультационной помощи по вопросам страхования вкладов.

    Агентство взяло на себя обязательство направлять в банковские ассоциации проекты своих регулятивных документов по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, расчета и уплаты взносов, а также иных документов, затрагивающих интересы банков-участников системы страхования вкладов. В мае 2004 г. Агентство также организовало семинар для разработчиков программного обеспечения банков и работников, использующих собственные автоматизированные банковские системы. Целью семинара было улучшение подготовки данных систем к формированию реестра обязательств перед вкладчиками и расчету страховых взносов.

    В соответствии с Законом о страховании вкладов в качестве финансовой основы системы страхования формируется фонд обязательного страхования вкладов. По состоянию на 1 января 2005г. размер фонда составил 4623 млн. руб. В 2004 г. фонд формировался в основном за счет имущественных взносов Российской Федерации. Первоначальный имущественный взнос был перечислен в установленные сроки государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» в соответствии со статьей 50 Закона о страховании вкладов и составил 2000 млн. руб. Из них 1894 млн. руб. поступили в форме денежных средств и 106 млн. руб. - в форме государственных ценных бумаг.

    Кроме того, в течение 2004 г. имущественные взносы Российской Федерации в фонд вносились в соответствии с Федеральным законом «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Их общая сумма составила 2 619 млн. руб. Согласно принципу накопительного характера формирования фонда обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в 2004 г. помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные страховые взносы банков. В соответствии с фактическим ходом формирования состава банков-участников системы страхования вкладов в 2004 г. обязанность по уплате страховых взносов должны были исполнить 26 банков, принятых в систему в III квартале 2004 г. В установленный Федеральным законом срок все указанные банки перечислили страховые взносы в сумме 4,1 млн. руб.

    Существенных нарушений порядка расчета и уплаты страховых взносов за III квартал 2004 г. со стороны банков Агентством не выявлено. Четыре банка несвоевременно перечислили в полном объеме страховые взносы за III квартал 2004 г. Требования о погашении недоплаты страхового взноса и уплате пени выполнены этими банками в установленный срок. Средства фонда обязательного страхования вкладов учитывались на специальном счете Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов за 2004г. включен в состав годового отчета. Доходы от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда в соответствии с учетной политикой Агентства будут зачислены в фонд после уплаты налогов и распределения прибыли в установленном Советом директоров Агентства порядке. Планируется, что общая сумма этих доходов составит 47,1 млн. руб. Использование денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в 2004г. не осуществлялось в связи с отсутствием выплат возмещения по вкладам.

    В сентябре 2004 г. в соответствии с Законом о страховании вкладов Агентством были рассчитаны возможные показатели системы страхования вкладов на 2005 г. Их оценка производилась на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г., исходя из:

    ·                      предположения об устойчивом экономическом росте и отсутствии предпосылок финансового или системного банковского кризиса в России;

    ·                      опыта государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», полученного в ходе создания «локальной» системы гарантирования вкладов в 5 банках и позволяющего оценить соотношение возможных выплат из фонда к размеру обязательств перед вкладчиками для среднестатистического банка;

    ·                      анализа отношения суммы вкладов в банках с отозванной лицензией к общей сумме вкладов в банках за последние 12 лет.

    Проверка в 2004 г. финансового состояния всех банков, включаемых в систему страхования вкладов, в соответствии с правилами, установленными федеральным законом и нормативными актами Банка России, учитывалась как дополнительный фактор стабильности системы страхования вкладов. По расчетам Агентства, в текущем году средств фонда обязательного страхования вкладов должно быть достаточно для осуществления статистически прогнозируемых выплат возмещения по вкладам. В этой связи необходимость расходов федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в 2005 г. отсутствует. Вопрос достаточности средств фонда страхования вкладов был рассмотрен Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).

    В целях обеспечения сохранности (защиты от инфляции) и пополнения фонда обязательного страхования вкладов Агентство осуществляет размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. В отчетном периоде размещение средств фонда обязательного страхования осуществлялось в соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов на 2004 год, утвержденным Советом директоров Агентства, исключительно в государственные ценные бумаги Российской Федерации (протокол № 3 от 03.02.04г.). Общая сумма доходов от инвестирования средств фонда за отчетный период составила 186,1 млн. руб. Общая доходность инвестирования средств фонда за отчетный период составила 10,8% годовых, что сопоставимо с приростом стоимости паев паевых инвестиционных фондов с аналогичной инвестиционной декларацией – в государственные ценные бумаги.


    Заключение


    На основе проведенного анализа деятельности Центрального ОСБ № 4257 Сбербанка РФ по привлечению сбережений населения, делаются следующие выводы и рекомендации.

    Организация сбережений населения путем их привлечения во вклады коммерческих банков является весьма выгодной с позиций экономики и государства, так как именно благодаря такой форме организации сбережения кратчайшим путем превращаются в инвестиционный потенциал.

    Вклады являются рентабельным размещением средств.

    Организация сбережений как никакая другая форма приспособлена для накопления и является весьма высоколиквидной. А значительное разнообразие видов вкладов позволяет не только прогнозировать доход от созданных сбережений, но и маневрировать суммой вложенного капитала и осуществлять расчеты.

    Привлеченные средства юридических и физических лиц, сосредоточенные на банковских счетах в результате проведения депозитных и сберегательных операций, а также остатки средств на расчетных, текущих и других счетах клиентов являются основой ресурсной базы коммерческого банка. Сбережения населения могут быть привлечены коммерческим банком, как в виде депозитов, так и виде не депозитных средств, например, путем продажи долговых ценных бумаг, в том числе сберегательных сертификатов, векселей и облигаций.

    В экономической литературе отсутствует единая позиция относительно определения сбережений населения, исходя из практического исследования, в работе дается следующее определение сбережений, учитывающее два основополагающих момента: 1) периодичность получения дохода порождающая временной разрыв между доходами и расходами, и несоответствие уровня заработной платы уровню цен, побуждающие формировать страховой запас денежных средств; 2) иерархия потребностей не позволяющая перейти к удовлетворению более высоких потребностей, без удовлетворения потребностей физиологических. Исходя из вышесказанного, сбережения населения - это часть дохода, которая не была израсходована на текущее потребление. Таким образом, в условиях рыночной экономики, основой сбережений являются доходы населения.

    Анализ факторов влияющих па формирование сбережений позволяет сделать вывод о том, что сбережения населении формируются под воздействием факторов внутреннею и внешнего воздействия. Причем факторы внешнего воздействия являются объективными и подлежат лишь изучению и оценке, а факторы внутреннего воздействия непосредственно связаны со сберегателем, складываются в процессе его жизни и могут существенно мeнятьcя, а потому следует их не только учитывать, но и определить возможные пути воздействия на них.

    Для экономики в целом образование сбережений означает возникновение источника инвестирования хозяйства, которое реально осуществляется через класс финансовых посредников. Следствием процесса трансформации сбережений населения в ссуды и инвестиции является перераспределение спроса из сферы потребительского рынка в сферу оборота денежных ресурсов предприятий, благодаря чему возникают дополнительные стимулы экономического развития. Перераспределение личных сбережений через финансово-кредитную систему означает вовлечение их в сферу управления профессиональных финансовых посредников (банков, страховых компаний и т.п.)- что в целом повышает степень обоснованности движения капитала в экономике.

    При исследовании сущности сбережений следует исходить из определенных основополагающих условий, к которым относятся:

    -  сущность сбережений как субъекта исследования;

    -  место сберегательной политики в деятельности коммерческого банка;

    -  роль государства в создании социальной защиты интересов сберегателей (вкладчиков);

    Формирование оптимальной процентной политики банка основывается на следующих принципах:

    -  уровень процентных ставок по операциям коммерческого банка должен находиться в полной зависимости от состояния спроса на кредитные ресурсы. Любое возрастание спроса должно определять степень повышения процентных ставок как по активным, так и по пассивным операциям банка;

    -  величина процентной ставки должна быть увязана со сроком хранения средств во вкладах;

    -  размер процентных ставок должен учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности, исключить или ограничить возможность работы банка в условиях процентного риска;

    -  соблюдение принципа «социальной» дифференциации процента по вкладам. В условиях роста цен и инфляционных процессов процент по вкладам должен выполнять гарантийно-страховую функцию, т.е. быть формой социально-экономической защиты вкладчиков.

    При формировании эффективной процентной политики банка эти принципы следует учитывать в комплексе.

    Можно сделать вывод о многоаспектном характере понятия сберегательной политики коммерческого банка и определить основные направления деятельности по реализации сберегательной политики. В работе выделены три основных направления реализации сберегательной политики коммерческого банка:

    -  с точки зрения государства;

    -  с точки зрения самого банка;

    -  с точки зрения клиентов банка.

    Из этого следует, что роль сберегательной политики различна в зависимости от субъектов ее определяющих. Поэтому можно говорить о наличии макро и микроуровня сберегательной политики. На макроэкономическом уровне сберегательная политика является частью политики государства.

    На макроэкономическом уровне cбеpeгательная политика выступает как регулятор деятельности банка по привлечению сбережений населения и как основа действий сберегателя по сохранению накопленной стоимости. Сберегательная политика коммерческою банка представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению сбережений населения на возвратной основе.

    Список литературы


    1.       Конституция РФ. - М.: Норма, 2005.

    2.       Гражданский кодекс РФ. - М.: Юрайт, 2005.

    3.       Федеральный закон от 3.02.1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2004 г.).

    4.       Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10.01.2005 г.).

    5.       Федеральный закон от 08.07.1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

    6.       Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями от 21.03.2004 г.).

    7.       Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

    8.       Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц и банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.