МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Денежно-кредитная система и инструменты политики Центрального банка

    Денежно-кредитная система и инструменты политики Центрального банка

     

    РОСЖЕЛДОР

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Ростовский государственный университет путей сообщения»

    ______________________________(РГУПС)_______________________

     

     

    Кафедра «Экономика и менеджмент»

     

    Дисциплина «Экономическая теория»

     

    КУРСОВАЯ РАБОТА

     

    на тему: Денежно-кредитная система и инструменты политики

    Центрального банка.

     


    Студент

    группа АВР-132                                                           Овчарова О.А.                                                                                                   (Фамилия, И.О.)

    Руководитель

    курсовой работы

    Доктор эконом. наук, профессор                               Шагинян С.Г.                             (должность, звание)                                            (Фамилия, И.О.)

     

     

    Ростов-на-Дону

    2006 г.

     

    План


    Введение

    1. Функции и задачи Центрального банка РФ

             1.1. Двухуровневая банковская система РФ

             1.2. Основные задачи Центрального банка

             1.3. Функции Центрального банка

    2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

             2.1. Цель денежно-кредитной политики

             2.2. Основные методы и инструменты денежно-кредитной

                     политики

    3. Банковская реформа в обеспечении функций Центрального банка РФ

    Заключение

    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

            

    Ядро любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (ЭМИССИОННЫЙ) БАНК (ЦБ)- центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача - создание условий для неифляционного развития экономики. Центральный банк в различных странах могут иметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные. Во многих странах Центральные банки являются государственными. Но и, не находясь в собственности государства, Центральный банк действует в рамках правительственных инструкций.

    Активами Центрального банка являются:

    1) золото, иностранная валюта, СДР, резервная позиция в Международном валютном фонде;

    2) купленные центральным банком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации), которые являются долговыми обязательствами правительства;

    3) ссуды, предоставленные центральным банком коммерческим банкам;

    4) учтенные векселя и другие статьи.

    В большинстве случаев его капитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые учреждения.

    Для Центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованной парламентом специальной комиссии.   Руководителя Центральным банком назначает глава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласно банковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется право подбора кандидатуры на этот высокий пост.

    Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.

    В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

    Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.
               1. Функции и задачи Центрального банка Российской Федерации

    1.1. Двухуровневая банковская система Российской Федерации

    Корни российских банков уводят нас вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII – XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог.

    Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. в г.Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк – Московский Купеческий банк – открылся в 1866 г.

    До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые – промышленность и торговлю. Функционировали фондовые биржи.

    После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита. В 1914 – 1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

    Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам.

    В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые стали государственной собственностью. Была также установлена государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и запрещены операции с ценными бумагами. В целом кредитная кооперация не была национализирована, однако, обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.

    До Октябрьской революции кредитная система России включала в себя центральный банк, систему коммерческих и земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовых институтов. В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Результатом подобной реорганизации банковской системы стало выхолащивание самого понятия кредитной системы и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.

    Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

    -                   отсутствие вексельного обращения;

    -                   выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;

    -                   списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

    -                   операции перекредитования всех сфер хозяйства;

    -                   потеря банковской специализации;

    -                   монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

    -                   низкий уровень процентных ставок;

    -                   слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;

    -                   неконтролируемая эмиссия кредитных денег.

    Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

    Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

    -                   банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной;

    -                   сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

    -                   реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;

    -                   не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

    -                   продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

    -                    банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;

    -                   не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

    -                   увеличились издержки на содержание банковского аппарата;

    -                   разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;

    -                   реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных источников кредитных ресурсов.

    Проведенная таким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитой рыночной экономикой.

    Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений гибкими (экономическими) методами перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.

    В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.

    В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

    Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности.

    Коммерческие банки концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и обслуживают юридических и физических лиц. По уровню специализации коммерческие банки делятся:

    -                   на универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;

    -                   специализированные, т.е. специализирующиеся на определенных видах банковских операций.

    Коммерческие банки большинства стран выполняют до 300 видов операций и услуг, важнейшие из которых:

    -              ведение депозитных счетов;

    -              выдача кредитов;

    -              хранение ценностей и т. д.

    Заметную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков – бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в их капиталах. Эти банки располагают достаточно большим собственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, что позволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличивать обороты.

    Стремительно прогрессируют многие новые банки, возникшие без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп – торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ», «Альфа-банк», «Росбанк» и другие. Вышеназванные банки быстро вышли на общероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.

    Крупные компании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк (собственный капитал 54,768 млрд. руб.) и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКойл» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора «ЛУКойл» переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты «ЛУКойлу» на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка.[1]

    В таблице 1.1 представлена группировка кредитных организаций по величине уставного капитала. Анализ этой таблицы показывает, что растет количество банков с уставным капиталом от 30 млн. руб. и выше.

    Таблица 1.1

    Группировка действующих кредитных организаций

    по величине зарегистрированного уставного капитала

    Зарегистрированный

    уставной капитал

    Количество кредитных организаций

    Изменения (+/-)

    на 01.01.2002 г.

    на 01.04.2002 г.

    Количество

    Удельный вес в % к итогу

    Количество

    Удельный вес в % к итогу

    До 3 млн. руб.

    128

    9,7

    122

    9,2

    -6

    От 3 до 10 млн. руб.

    218

    16,5

    204

    15,4

    -14

    От 10 до 30 млн. руб.

    317

    24,0

    309

    23,3

    -8

    От 30 до 60 млн. руб.

    255

    19,3

    259

    19,5

    4

    От 60 до 150 млн. руб.

    171

    13,0

    182

    13,7

    11

    От 150 до 300 млн. руб.

    97

    7,4

    110

    8,3

    13

    От 300 млн. руб. и выше

    133

    10,1

    141

    10,6

    8

    Всего

    1319

    100

    1327

    100

    8

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.