МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования

    Аналогично находится норматив Н11.1, который определяет максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами. Значение норматива не должно превышать 400%.

    Норматив Н12 определяет использование капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Максимально допустимое значение Н12 - 25%. При этом банк вправе инвестировать на приобретение акций одного юридического лица не более 5% собственных средств.

    Норматив Н13 характеризует степень риска собственных вексельных обязательств банка и рассчитывается как отношение суммы выпущенных банками векселей и банковских акцептов к капиталу. Максимально допустимое значение устанавливается в размере 100%.

    Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами Н14 рассчитывается путем деления суммы высоколиквидных активов в драгоценных металлах в физической форме на сумму обязательств в драгоценных металлах до востребования и со сроком востребования в ближайшие 30 дней. Минимально допустимое значение Н14 - 10%.

    Ежемесячный расчет экономических нормативов вместе с балансом представляются в территориальные управления Центрального банка России контроля и надзора за деятельностью банка.

    В случае неоднократных нарушений применяются санкции. Ко всем банкам, допустившим неоднократные нарушения экономических нормативов, Главными управлениями ЦБ РФ применяются санкции в виде повышения отчислений в фонд обязательных резервов.






















    Проблемы организации банковского регулирования и надзора в РФ и пути их совершенствования

    Как и в любой сфере деятельности, в сфере банковского регулирования и надзора существует ряд проблем и «белых пятен». Обозначим их.

    1. В ст. 55 Федерального закона «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» говорится, что «главная цель банковского регулиро­вания и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в опера­тивную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принима­ется Советом директоров». Такой орган надзора создан не был (в Банке России имеется комитет банковского надзора, но, по своей сущности, он не является тем органом, который предусмотрен Федеральным законом). Правда, в 1997г. были предусмотрены так называемые региональные центры Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансо­вых рынках [11], однако никаких сведений об их деятельности нет, а по резуль­татам кризиса 1998 г., который как раз и разразился на финансовом рынке, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо успехов на этом поприще.

    2. Совещательный орган, на котором обсуждаются результаты проверки кредитной организации законом, не предусмотрен. Банк России никакого нормативного акта на сей счет не опубликовал. Как показывает практика, за созданием разных комиссий зачастую скрывается желание «растворить» персональную ответственность должностных лиц за принимаемые ими ре­шения. Между тем при принятии решений о применении к кредитным ор­ганизациям тех или иных санкций, в частности об отзыве лицензий (последнее ощутимо сказывается не только на кредитной организации, но и на интересах вкладчиков, общества в целом), необходимо точно знать, кто и по чьей инициативе принял решение. Персональная ответственность яв­ляется гарантией законности и обоснованности принимаемого, решения.

    3. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» пре­дусматривает возможность создания специального надзорного органа при Банке России. В части четвертой ст. 55 Закона сказано, что надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосред­ственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Реше­ние о создании данного органа принимается Советом директоров. Однако Банк России создал Комитет банковского надзора как совещательный ор­ган, что, на наш взгляд, не соответствует требованиям ст. 55, грамматиче­ская конструкция которой такова, что в ней используется союз «или», и по­этому не предусматривается совместное осуществление функций Банком России и органом банковского надзора. Здесь должно быть что-то одно: либо Банк России, либо Комитет банковского надзора.

    4. По своей природе бан­ковская деятельность во многих случаях имеет международный характер, что обусловлено, прежде всего, расширением международных экономиче­ских связей. Банки обеспечивают международные расчеты, платежи и дру­гие банковские операции. Поэтому их деятельность регулируется не только внутригосударственным, но в соответствующих случаях и международным правом. В интересах сохранения и развития многосторонних производст­венных, торговых и финансовых отношений, руководствуясь нормами меж­дународного публичного права, государства могут заключать договоры о создании межгосударственных банков. Однако ни в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», ни в Федеральном законе «О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)» вопрос о банков­ском надзоре над межгосударственными банками, созданными на террито­рии Российской Федерации, не предусмотрен. Для таких банков примени­мы только общие нормы законодательства и международные договоры. Между тем многие вопросы банковской деятельности регулируются специ­альными нормами. В связи с этим появляется необходимость в совершенст­вовании банковского законодательства. В данном случае речь идет о надзо­ре.

    Международный банк, которому в соответствии с данным соглашением разрешено проведение банковских операций, в том числе валютных, не подпадает под надзор Банка России. Заметим, что согласно ст. 15 Конституции РФ правила, установленные ме­ждународным договором, имеют приоритет над правилами внутригосудар­ственного законодательства. Одновременно с этим в пп. 1-2 ст. 75 Консти­туции РФ записано: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации» и «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов госу­дарственной власти». Но коль скоро это так, то для управления денежной эмиссией, денежным обращением Банк России должен проверять кредит­ные организации, через которые проходит денежное обращение. Поэтому он имеет право осуществлять надзор. На наш взгляд, необходимо внести соответствующее изменение в законодательство и предусмотреть в Феде­ральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» механизм осуществления надзора за межгосударственными банками, созданными на территории нашей страны [14].

    5. Предметом банковского надзора, и в частности банковских прове­рок, является соблюдение кредитной организацией законодательства и пра­вил, установленных Банком России. В законодательстве четко не сказано, соблюдение каких законов должен проверять Банк России. Специалисты во внимание принимают в лучшем случае сугубо банковские законы, прежде всего Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», хотя банковская деятельность регулируется нормативными актами различных отраслей права. В этом отношении очевидной становится роль юридиче­ских подразделений в Банке России, способных определить весь состав нормативных актов, нарушение которых создает риски в банковской дея­тельности. Однако роль юристов, к сожалению, невелика, поэтому в дея­тельности банков создается нечто похожее на нишу, в которую не загляды­вает Банк России. Отсюда берут начало самые распространенные наруше­ния в кредитных организациях, которые рано или поздно становятся причи­ной их краха.

    6. Что касается надзора и инспектирования выполнения банковских пра­вил, то здесь тоже есть множество нерешенных проблем. Во-первых, Банк России ежегодно издает сотни различных актов. Эти акты, как уже говори­лось, далеко не безупречны с точки зрения юридической техники. Кроме того, они недостаточно систематизированы. Возникают проблемы их дос­тупности не только для широкого потребителя, но и для работников Банка России. Во-вторых, нет четкой специализации в самом банковском надзоре, а главное - в инспектировании кредитных организаций.

    7.Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во- вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгал­терского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования:

    а) кредитная организация как таковая;

    б) системные связи кредитных организаций.

    В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) пра­вовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и от­четность.

    К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банков­ская система, т. е. связи между конкретными кредитными организациями.

    Системные связи между кредитными организациями повышают воз­можности банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности. Однако системные связи - всегда возможность системного кризиса. Поэтому правильно организованное инспектирование системных связей между кредитными организациями могло бы уменьшить риск кризи­са не только в банковской системе, но и в системе экономики в целом.

    8. Следующий аспект - предмет инспектирования. Банк России в лучшем случае инспектирует постановку бухгалтерского учета в кредитных органи­зациях. Это самая легкая задача. Нужно лишь сопоставить проводки с пра­вилами бухгалтерского учета, с письмами Банка России. Иногда делаются попытки проанализировать финансовое состояние кредитной организации в смысле ее доходов и расходов, прибыли и перспектив развития.

    Недооценка юридических аспектов в банковском надзоре и в инспекти­ровании коммерческих банков еще раз свидетельствует о необходимости создания специальной организации (Банковской комиссии) при Правитель­стве РФ, которая могла бы инспектировать соблюдение законодательства в банковской системе. Тогда будет меньше таких злоупотреблений, как, на­пример, обман вкладчиков банками или «утечки капитала». Что же касается проверки финансовых нормативов и соблюдения правил учета, то эти вопросы должны быть предметом инспектирования со сторо­ны Банка России.

    9. В инструкции Банка России № 34 предусматриваются цели инспектирования кре­дитных организаций. Естественно, что цели инспектирования должны быть согласованы с целями банковского надзора, закрепленными в Федеральном законе. На наш взгляд, такая согласованность отсутствует. В Федеральном законе на первое место поставлена цель - проверка соблюдения законов. В инструкции она занимает третье место. И этот момент весьма показате­лен. Как уже говорилось, роль законности явно недооценивается. Таким образом, мы видим, что есть опре­деленное расхождение между законом и нормативным актом Банка России в части целей проводимых проверок. На практике это непосредственно ска­зывается не только на эффективности надзора за банками, но и на состоя­нии защищенности банковских вкладов, сбережений населения. Так или иначе, это затрагивает интересы всех банковских клиентов.

    10.  Банк России имеет довольно широкий набор инструментов для контролирования банковской сферы. Данный контроль он имеет право осуществлять самостоятельно или через специально созданный орган. ЦБ РФ уполномочен применять весь спектр санкций вплоть до отзыва лицензии в отличие от ЦБ Испании, который осуществляет санкции лишь за незначительные правонарушения, а применение санкций за более серьезные нарушения относится к компетенции Министерства экономики и финансов Испании. Но одних санкций недостаточно, важна своевременная организация контроля за деятельностью кредитного учреждения. В этой связи возникает проблема привлечения профессиональных аудиторских фирм, так как не все отечественные аудиторские компании достигли должного уровня, в то время как известные западные аудиторские фирмы не полностью знакомы с особенностями российского банковского законодательства.

    Заключение

    В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.

    Банковский надзор представляет собой  совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

    Банковский надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.

    Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:

    ¨     минимальные требования к капиталу;

    ¨     требования к качеству руководящего состава;

    ¨     антимонопольные ограничения.

    Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.

    В отличие от лицензирования, текущий надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.

    Банк России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями.

    Сосредоточение функций по надзору за деятельностью кредитных организаций, регулированию и контролю за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.






    Список литературы

    1.     Конституция РФ.

    2.     Гражданский Кодекс РФ.

    3.     Федеральный Закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. (в ред. ФЗ от 21.03.02 № 31-ФЗ (с 01.07.02)).

    4.     Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 27.06.2002 г.

    5.     Инструкция ЦБ РФ №1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций».

    6.     Инструкция ЦБ РФ №34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка Рос­сии)» от 19.02.1996 г.

    7.     Инструкция ЦБ РФ №59 «О применении мер воздействия к кредитным организациям за нарушение пруденциальных норм деятельности» от 31.03.1997 г.

    8.     Инструкция ЦБ РФ №75-И «О порядке применение федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23.07.1998 г.

    9.     Письмо ЦБ РФ № 419 «О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций» от 23.02.1997 г.

    10. Указание ЦБ РФ №452-У «О годовом бухгалтерском отчете и отчетности кредитных организаций, представляемой в рамках надзора» от 25.12.1998 г.

    11. Временное положение о региональных центрах Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, утвержденное приказом Банка России от 18 июля 1997 г, №02-312 // Вестник Банка России. 1997. №46 (209).

    12. Банки и банковское дело/Под ред. И. Т. Балабанова – СПб: Издательство «Питер», 2000.

    13. Банковское дело. Учебник под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П. Кроливецкой. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999.

    14. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001.

    15. Денежное обращение и банки: Учебное пособие/Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Г. В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

    16. Симановский А. Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс. // Деньги и кредит. - №5. – 2001. – С. 12-19.

    17. Сухов М. И. Банковский надзор: общеэкономические аспекты. // Деньги и кредит. - №8. – 2000. – С. 6-9.

    18. Хохленкова М. А. Банк России как орган банковского регулирования и надзора. // Банковское дело. – №8. – 2002. – С. 11-15.
















    Приложение 12

    Таблица 1 – Классификация банковских активов по группам риска.

    I группа


    - средства  на  корреспондентском  и депозитном  счетах   в Банке России

    0

    - обязательные   резервы,  перечисленные  в  Банк   России

    0

    - средства  банков,  депонированные  для  расчетов  чеками

    0

    - касса и приравненные  к ней средства, драгоценные металлы в хранилищах и в пути

    2

    - счета расчетных  центров ОРЦБ  в учреждениях Банка России

    0

    - средства  на  накопительных  счетах  при  выпуске  акций

    0

    - счета  кредитных  организаций  по кассовому  обслуживанию филиалов

    0

    -  вложения  в  облигации  Центрального  банка   Российской Федерации (Банка  России), не обремененные  обязательствами

    0

    - вложения в  государственные долговые обязательства  стран из  числа   "группы  развитых   стран",  не   обремененные обязательствами

    0

    -  денежные   средства  Уполномоченных   банков,   имеющих разрешение на  открытие и  ведение специальных  счетов типа  С,  депонируемые в Банке России

    0

    II группа

     

    - ссуды,  гарантированные Правительством  РФ, в  части, под которую получены гарантии

    10

    - ссуды под залог драгоценных металлов в слитках, в  части, равной их рыночной стоимости

    0

    - средства  в расчетных  центрах ОРЦБ

    10

    - средства участников расчетных центров ОРЦБ,  депонируемые для завершения расчетов, по операциям ОРЦБ

    10

    -  вложения  в  государственные  долговые  обязательства  и  облигации внутреннего и внешнего валютных займов Российской Федерации, не обремененные обязательствами

    10

    - вложения в государственные долговые обязательства  стран, не   входящих   в   число   "группы   развитых  стран",  не обремененные обязательствами

    10

    -  ссуды   и  прочие   средства,  предоставленные   банком Министерству финансов РФ

    10

    -   векселя,   эмитированные   и   авалированные   органами федеральной власти

    10

    III группа

     

    - вложения  в долговые  обязательства субъектов  Российской Федерации и местных органов самоуправления, не обремененные обязательствами

    20

    -  требования к банкам стран из числа "группы развитых стран" в СКВ и драгоценных металлах (включая средства на корреспондентских счетах,  предоставленные (размещенные) кредиты и депозиты,  а также  требования  по  срочным операциям (по поставке  денежных  средств, драгоценных  металлов,  ценных бумаг)

    20

    -  ссуды  под  залог  ценных  бумаг  субъектов   Российской федерации и местных органов самоуправления, в части, равной рыночной стоимости указанных бумаг

    20

    -   ссуды клиентам,  предоставленные   банками со  100%-ным участием иностранных  инвестиций, под  гарантии, полученные от  материнских  банков  стран  из  числа  "группы развитых стран", в части, под которую получены гарантии

    20

    -  средства  на  счетах  участников  расчетов  в  расчетных небанковских кредитных организациях

    20

    - ссуды, выданные органам государственной власти  субъектов Российской  Федерации  и  местным  органам  самоуправления

    20

    - ссуды, выданные банком, по которым надлежащее  исполнение обязательств заемщика  обеспечено поручительствами  органов государственной  власти  субъектов  Российской Федерации, в части, равной ответственности  указанного органа власти  по поручительству

    20

    - синдицированные  и аналогичные  им ссуды  в части, равной величине предоставленных банку третьими лицами средств

    20

    - ссуды под  залог государственных ценных  бумаг Российской Федерации  в  части,  равной  рыночной  стоимости указанных бумаг

    20

    IV группа

     

    - средства  на счетах в банках-резидентах РФ

    70

    -  средства  на  счетах  в  банках-нерезидентах  стран,  не входящих в число "группы развитых стран", кроме средств  на счетах в банках-нерезидентах стран ближнего зарубежья

    70

    - ценные  бумаги для перепродажи

    70

    -  средства  на  корреспондентских  и  депозитных  счетах в драгоценных металлах в банках - резидентах РФ и в банках-нерезидентах стран,  не входящих  в число  "группы развитых стран"

    70

    V группа

     

    - все прочие активы банка

    100








    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.