Центральные банки
Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных
банковских операций.
К ним, в частности,
относятся:
·
Положение Банка России от 3.10.2002 г. № 2-П
«О безналичных расчетах в Российской Федерации»;
·
Положение Банка России от 31.08.1998 г. №
54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных
средств и их возврата (погашения)»;
·
Положение Банка России от 9.10.2002 г. №
199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на
территории Российской Федерации».
К инструментам надзора,
посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме
пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России
инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.
К таким инструментам
следует отнести:
1)
Инструкцию Банка России от 14.01.2004 г. №
109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации
кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»,
посредством которой регулируется лицензионная деятельности.
2)
методики по анализу деятельности кредитных
организаций, на основе которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка
России;
3)
Инструкции и методики, регулирующие инспекционную
деятельность Банка России.
Первая Инструкция Банка
России «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов
уполномоченными представителями Банка Российской Федерации (Банка России)» была
издана в 1996 г. (№ 34 от 23.02.1996 г.).
Наряду с общей инструкцией,
регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997-1999 гг. был
разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и
участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций,
кредитного портфеля и др.
Накопление опыта
инспекционных и аудиторских проверок, изучение международной практики
обусловило совершенствование созданного методического обеспечения и разработку
новых методических документов.
В целях повышения
эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку
транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на
качество инспекционных процедур. Выводы инспектора стали формироваться в виде
мотивированного суждения.
Указанные изменения нашли
отражение в Инструкции Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке
проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными
представителями Центрального банка Российской Федерации» и в Инструкции Банка
России от 1.12.2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности
Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)»;
4)
Инструкции, положения, методические
разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации
их по степени проблемности[15].
Развитие этих инструментов
имеет несколько этапов.
Этап первый включает разработку методических рекомендаций по выявлению проблемных
банков в рамках системы раннего реагирования (Письмо Центрального банка
Российской Федерации от 9.10.1995 г. № 15-3-3/668). Согласно этим рекомендациям
банки ранжировались в соответствии со сводной рейтинговой оценкой, рассчитанной
по четырем показателям, характеризующим достаточность капитала, качество
кредитного портфеля, прибыльность и ликвидность банка.
Этап второй относится к 1996 г., когда Центральный банк Российской Федерации издал
Письмо № 265 «О рекомендациях по определению критериев степени проблемности
банков». В соответствии с этим письмом все банки по степени проблемности
классифицировались на три группы:
I
– банки, имеющие первые признаки
проблемности;
II
– банки, испытывающие временные трудности;
III
– банки с первыми признаками банкротства.
Таким образом, на втором
этапе расширена сфера анализа и оценки, более четко определены
классификационные группы банков и их характеристики.
Этап третий связан с выходом Письма Центрального банка Российской Федерации от
28.05.1997 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков». В
соответствии с этим документом выделены две категории банков с разбивкой каждой
из них на две группы.
Первая категория банков
определена как финансово стабильные. Внутри этой категории одна группа включает
банки без признаков проблемности, вторая – банки, имеющие отдельные недостатки
в деятельности.
Вторая категория охватывает
проблемные банки, разбитые на две группы: банки, испытывающие серьезные
финансовые трудности, и банки, находящиеся в критическом финансовом состоянии.
Наряду с выделением по
степени проблемности четырех групп банков вместо трех, в данном документе были
также изменены критерии классификации банков. К числу таких критериев отнесены:
выполнение пруденциальных норм, своевременность выполнения обязательств перед
кредиторами, динамика абсолютной величины собственного капитала банка;
состояние учета и отчетности, своевременность представления ее в банк.
Этап четвертый относится к 2000 г., когда 31 марта 2000 г. было издано Указание Банка
России № 766-У. В этом документе сохранена классификация банков по степени
проблемности на две категории и четыре группы, однако расширены критерии
отнесения к этим группам.
Такими критериями стали:
соблюдение требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России;
выполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками; соблюдение порядка
обязательного резервирования, установленного Банком России; состояние и
динамика показателей, характеризующих достаточность капитала и ликвидность
банков; финансовый результат деятельности; выполнение требований Банка России
по созданию системы внутреннего контроля; состояние учета и отчетности,
своевременность предоставления ее в Банк России.
Меры воздействия,
примененные к проблемным кредитным организациям, за период с 2004 г. по 2006 г.
отражены в таблице 2.16.
Таблица 2.16
|
1.01.2004
|
1.01.2005
|
1.01.2006
|
Штрафы
|
460
|
689
|
711
|
Ограничение на осуществление кредитными организациями
отдельных операций
|
224
|
453
|
497
|
Запрет на осуществление отдельных операций
|
54
|
268
|
301
|
Требование о замене руководителей
|
6
|
9
|
7
|
Запрет на открытие филиалов
|
50
|
51
|
57
|
Введение временной администрации по управлению
кредитной организацией
|
12
|
19
|
16
|
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций
|
33
|
40
|
41
|
Увеличение количества кредитных организаций, к которым
применены запреты на осуществление отдельных банковских операций, обусловлено
введением запретов в соответствии с положением статьи 47 Федерального закона от
23.12.03 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации».
Об эффективности примененных
Банком России мер воздействия свидетельствуют факты восстановления кредитными
организациями своего финансового положения. Так на 1 января 2005 г. доля
проблемных банков (3-й и 4-й групп) составила 3,1%, на 1 января 2006 г. – 2,7,
а на 1 января 2007 г. – 2,5%[16].
В 2004 году была введена
система страхования депозитов кредитных организаций, в которой была разработана
методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной
для участия в системе страхования вкладов (Указания Центрального банка
Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой
методикой все банки подразделяются на допускаемые в системы страхования вкладов
и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество
активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе
банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к
международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка[17].
Так, в 2004 году в систему
страхования вкладов вошли 381 кредитная организация, в 2005 году – 562, в 2006
году – 10, и в 2007 году – 1 кредитная организация. Всего в систему страхования
вкладов на данный момент входят 954 кредитных организаций[18].
В 2005 году была продолжена работа по совершенствованию
действующей системы банковского регулирования и банковского надзора с учетом
лучшей международной практики, в том числе обобщенной в документах Базельского
комитета по банковскому надзору. Банк России осуществлял комплекс мероприятий,
направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской
Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, а также на соблюдение
федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и
предписаний Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций.
В целом процесс становления
и развития банковского надзора в России характеризуется следующими
особенностями:
·
начиная с 1990-х годов, в России происходил
процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора,
адекватной рыночным условиям;
·
в настоящее время в России уже сложилась
система банковского надзора, все элементы которой в значительной мере
соответствуют международным стандартам.
В последние годы Банк России предпринял ряд мер, направленных
на устранение некоторых недостатков в системе регулирования банковской
деятельности. Речь идет, в частности, о:
·
введении
системы страхования вкладов;
·
более
строгих требованиях к источникам увеличения, качеству, достаточности и размерам
капитала;
·
ежедневном
мониторинге финансовых показателей, характеризующих ликвидность, концентрацию
рисков и достаточность капитала банков;
·
новых
принципах формирования резервов на потери по ссудам, акцентирующих внимание на
оценке финансовых возможностей заемщиков;
·
законодательстве
о бюро кредитных историй[19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить,
что Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной
системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики
она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка
России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного
функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он
осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост
экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также
укрепление позиций на международном рынке.
По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие
выводы:
1.
Цели, задачи, функции и операции Центрального банка
России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним,
предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что
Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать
денежное обращение в стране.
2.
Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной
политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что
Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение
денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического
роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости
населения и др.
3.
Деятельность Центрального банка России по развитию
банковской системы и ее анализ показал, что за более чем пятнадцатилетний
период становления и развития банковской системы страны были как возрастание
процессов развития, так и их падение (в виде банковского кризиса 1998 г.)
4.
Увеличение объемов кредитования и сохранение ближайшие годы высокого
темпа роста под влиянием увеличения степени финансового посредничества и
понижения процентных ставок по кредитам.
В заключение хочется отметить, что роль Центрального банка в
нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня.
Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на
повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской
Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Федеральный
Закон от 10.06.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)». (в редакции)
2.
Федеральный
закон от 2.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». (в редакции)
3.
Федеральный
закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках
Российской Федерации». (в редакции)
4.
Инструкцию Банка России от 14.01.2004 г. №
109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации
кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» с
изменениями и дополнениями.
5.
Инструкция
Банка России от 16.01.2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков» с
изменениями и дополнениями.
6.
Положение
Банка России от 10.02.2003 г. № 236-П «О порядке предоставления Банком России
кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных
бумаг» с изменениями и дополнениями.
7.
Положение
Банка России от 14.07.2005 г. № 273-П «О порядке предоставления Банком России
кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требований
по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций».
8.
Свиридов
О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление». – Ростов н/Д: Издательский
центр «МарТ», 2002
9.
Банки и
банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2001
10.
Организация
деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д.
Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006
11.
Банки и
банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер, 2001. – С.75.
12.
Симановский
А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий экскурс // «Деньги и
кредит». 2005. № 5.
13.
Макеев
С.Р. Банковский надзор – Мне сверху видно все? // «БДМ. Банки и деловой мир».
2006. № 135.
14.
Официальный
сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»: #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Свиридов О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление». –
Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – С.42-43.
[2] Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер,
2001. – С.70-72.
[3] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов,
О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006,
С. 73
[4] Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке
России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006
[5] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов,
О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006,
С. 76
[6] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов,
О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006,
С. 77
[7] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов,
О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006,
С. 79
[8] Статья 46 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. – М.:
Изд-во «ЭКСМО», 2006.
[9] Статья 49 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. – М.:
Изд-во «ЭКСМО», 2006.
[10] Источник: официальный сайт Центральный банк Российской Федерации: #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов,
О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006.
– С. 99 – 103.
[12] Банки и банковское дело. / Под ред. И.Т.Балабанова. – СПб: Питер,
2001. – С.75.
[13] Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006.
[14] Симановский А.Ю. Надзорная и контрольная функции Банка России: краткий
экскурс // «Деньги и кредит». 2005. № 5., С. 61
[15] Макеев С.Р. Банковский надзор – Мне сверху видно все? // «БДМ. Банки и
деловой мир». 2006. № 135, С. 111
[16] Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов,
О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006,
С. 108
[18] Официальный сайт Государственной корпорации «Агентство по страхованию
вкладов»: #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Симановский А.Ю. Текущий банковский надзор: Международные тенденции
развития и некоторые вопросы совершенствования российской практики // Деньги и
кредит. – 2006. - №5, С. 66
Страницы: 1, 2, 3
|