МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации

    Семейные карты, в определенном смысле, аналогичны корпоративным — право произведения платежей в рамках установленного лимита предоставляется членам семьи держателя карты. При этом дополнительным пользователям предоставляются. отдельные персонализированные карты


    2.2 Платежная система с использованием пластиковых карт


    Платежной системой называют совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в разработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек, входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками, стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек — процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т. д.

    Таким образом, с организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т. п.

    Процессинговый центр — специализированная сервисная организация — обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и протоколов транзакций — фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках-членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В ином случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных задень протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.

    Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

    Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.

    Порядок использования корпоративной банковской карты.

    1. Держатель банковской карты обращается в торговую организацию для приобретения ТМЦ и предъявляет банковскую карту к оплате товара

    2. Торговая организация направляет запрос на авторизацию в процессинговый центр;

    3. Результат авторизации из процессингового центра направляется на предприятие торговли;

    4. Совершение сделки;

    5. В зависимости от установленного оборудования на предприятии торговли составляется в необходимом количестве слип или квитанция электронного терминала;

    6. Из процессингового центра в банк-эмитент пересылается расшифровка о проведенных операциях;

    7. Владелец карты имеет возможность произвести оплату в пользу торговой организации, как в банке-эмитенте, так и в банке-эквайере, где предприятие торговли имеет счет для получения возмещения по расчетам с использованием банковских карт.

    Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.


    2.3 Технические средства и процессинговые коммуникации для расчетов с использованием пластиковых карт

    Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85,6 мм х 53,9 мм х 0,76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Из проведенного в предыдущих разделах рассмотрения следует, что одна из основных функций пластиковой карточки — обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы. Для этого на пластиковую карточку наносятся логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей карточку, имя держателя карточки, номер его счета, срок действия карточки и пр. Кроме этого, на карточке можетприсутствовать фотография держателя и его подпись. Алфавитно-цифровые данные — имя, номер счета и др. — могут быть эмбоссированы, то есть нанесены рельефным шрифтом. Это дает возможность при ручной обработке принимаемых к оплате карточек быстро перенести данные на чек с помощью специального устройства, импринтера, осуществляющего «прокатывание» карточки (в точности так же, как получается второй экземпляр при использовании копировальной бумаги).

    Графические данные обеспечивают возможность визуальной идентификации карточки. Карточки, обслуживание которых основано на таком принципе, могут с успехом использоваться в малых локальных системах — как клубные, магазинные карточки и т. п. Однако для использования в банковской платежной системе визуальной «обработки» оказывается недостаточно. Представляется целесообразным хранить данные на карточке в виде, обеспечивающем проведение процедуры автоматической авторизации. Эта задача может быть решена с использованием различных физических механизмов.

    В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Обычно кодовая полоска покрыта непрозрачным составом, и считывание кода происходит в инфракрасных лучах.

    Карточки со штрих-кодом дешевы и по сравнению с другими типами карт относительно просты в изготовлении. Последняя особенность обуславливает их главный недостаток — слабую защищенность от подделки.

    Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными. Магнитная полоса располагается на обратной стороне карты и, согласно стандарту ISO 7811, состоит из трех дорожек. Из них первые две предназначены для хранения идентификационных данных, а на третью можно записывать информацию (например, текущее значение лимита дебетовой карточки). Однако из-за невысокой надежности многократно повторяемого процесса записи/ считывания запись на магнитную полосу, как правило, не практикуется, и такие карты используются только в режиме считывания информации.

    Защищенность карт с магнитной полосой существенно выше, чем у карт со штрих-кодом. Однако и такой тип карт относительно уязвим для мошенничества. Тем не менее, развитая инфраструктура существующих платежных систем и, в первую очередь, мировых лидеров «карточного» бизнеса — компаний MasterCard/Europay — является причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня. Отметим, что для повышения защищенности карточек системы VISA и MasterCard/Europay используются дополнительные графические средства защиты: голограммы и нестандартные шрифты для эмбоссирования.

    На лицевой стороне карточки с магнитной полосой обычно указывается логотип банка-эмитента, логотип платежной системы, номер карточки (первые шесть цифр — код банка, следующие девять — банковский номер карточки, последняя цифра — контрольная, последние четыре цифры нанесены на голограмму), срок действия карточки, имя держателя карточки, на оборотной стороне — магнитная полоса, место для подписи.

    В смарт-картах носителем информации является микросхема. У простейших из существующих смарт-карт — карт памяти — объем памяти может иметь величину от 32 байт до 16 килобайт. Карты памяти подразделяются на два типа: с незащищенной (полнодоступной) и защищенной памятью. В картах первого типа нет никаких ограничений на чтение и запись данных. Доступность всей памяти делает их удобными для моделирования произвольных структур данных, что представляется важным в некоторых приложениях. Карты с защищенной памятью имеют область идентификационных данных и одну или несколько прикладных областей. Идентификационная область карт допускает лишь однократную запись при персонализации и в дальнейшем доступна только на считывание. Доступ к прикладным областям регламентируется и осуществляется по предъявлению соответствующего ключа.

    Уровень защиты карт памяти выше, чем у магнитных карт. Стоимость карты памяти непосредственно зависит от стоимости микросхемы, определяемой, в свою очередь, емкостью памяти.

    Карты с микропроцессором представляют, по сути, микрокомпьютеры. Операционная система, хранящаяся в ПЗУ микропроцессорной карты, принципиально ничем не отличается от операционной системы ПК и предоставляет большой набор сервисных операций и средств безопасности. При этом часть данных может быть доступна только внутренним программам карточки, что вместе со встроенными криптографическими средствами делает микропроцессорную карту высокозащищенным инструментом, который может быть использован в финансовых приложениях, предъявляющих повышенные требования к защите информации. Именно поэтому микропроцессорные карты (и смарт-карты вообще) рассматриваются в настоящее время как наиболее перспективный вид пластиковых карт. Кроме того, смарт-карты hе яляются наиболее перспективным типом пластиковых карт так-J же и с точки зрения функциональных возможностей. Вычислительные возможности смарт-карт позволяют использовать, например, одну и ту же карту и в операциях с on-line авторизацией, и как многовалютный электронный кошелек.

    Банкоматы — банковские автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге), а также проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой.

    Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки — дисплеем и клавиатурой, персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния. Последнее весьма важно, поскольку банкомат является хранилищем наличных денег. На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме.

    Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами.

    Банкоматы — капитальные стационарные устройства. Примерные размеры: высота — 1,5—1,8 м, ширина и глубина — около 1 м, вес — около тонны. Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и непосредственно на улице и работать круглосуточно.

    Процессинговый центр — специализированный вычислительный центр, являющийся технологическим ядром платежной системы.

    Процессинговый центр должен гарантированно обрабатывать в реальном масштабе времени интенсивный поток транзакций. Так использование дебетовой карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она проводится всегда.

    Высокие требования к вычислительным возможностям процессингового центра предъявляет и подготовка данных для проведения взаиморасчетов по итогам дня, поскольку обработке подлежат протоколы значительной (если не подавляющей) части транзакций, а требуемые сроки выполнения расчетов невелики — несколько часов.

    Помимо вычислительных мощностей, процессинговый центр, если он осуществляет весь спектр сервисных функций, должен быть оснащен оборудованием для персонализации пластиковых карточек (включая, возможно, и смарт-карты), а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов.

    Таким образом, поддержание надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует, во-первых, наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах — в развитой системе) и, во-вторых, развитой коммуникационной инфраструктуры. Процессинговый центр системы должен иметь возможность одновременно обслуживать достаточно большое число географически удаленных точек. Кроме того, неизбежна также маршрутизация запросов, что еще больше ужесточает требования к коммуникациям.

    3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА

    3.1 Проблемы развития безналичного оборота в России


    В настоящее время наиболее сложной стала проблема налаживания расчетно-платежной системы и проблема неплатежей в экономике. Неплатежи являются одной из причин увеличения дефицита бюджета.

    За последние годы, однако, темпы роста неплатежей снизились. Экономика вошла в своего рода «равновесный», но нездоровый режим функционирования. В данных условиях совершенствование безналичных расчетов, разработка их норм и способов – одна из главных задач российской экономики.

    Остановимся подробнее на следующих проблемах:

    Задержки расчетов банками и РКЦ. С введением расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих КБ.

    Представив в банк платежное поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.

    Проблема скорости совершения платежей. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Предположим, что при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, т.е. были изъяты из полезного хозяйственного оборота.

    Одним из путей ускорения расчетов является сокращение трудоемкости расчетных операций. Это связано с тем, что количество документов, ежедневно передаваемых в банки для совершения платежей, постоянно возрастает и требует дополнительного времени на их обработку. Например, затраты труда на расчеты посредством аккредитивов примерно в 3 раза выше, чем при платежных поручениях. Это – одна из главных причин массового применения поручений как по поставкам товарно-материальных ценностей, так и по платежам в бюджет и целевые денежные фонды.

    Современная электронная техника и особенно автоматизированные каналы связи придают новое качество понятию срочности платежа: создается возможность соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Например, при расчетах за товар скорость платежа определяется взаимозависимыми показателями времени получения товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств на счет поставщика. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается совпадением трех перечисленных показателей.

    Сокращение времени прохождения платежей достигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий, новых платежных инструментов, активизации внедрения электронного документооборота и др.

    Проблема использования пластиковых карт. Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. К сожалению для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

    Во-первых, развитие телекоммуникационной инфраструктуры в России по сравнению с другими развитыми странами находится на низком уровне. Во-вторых, финансовый кризис 1998 года в значительной степени подорвал доверие к банкам, однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. В-третьих, к сожалению, пока не разработана полноценная государственная политика в отношении рынка пластиковых карт, которая предусматривала бы как законодательное регулирование всего комплекса отношений между участниками рынка, так и разработку программ поддержки отечественных инновационных решений в области расчетов пластиковыми карточками. И четвертой проблемой нужно выделить проблему безопасности. Тем не менее, сейчас во всем мире наблюдается тенденция перехода с магнитных карт на смарт-карты, что безусловно способствует повышению степени безопасности расчетов в целом.

    3.2 Платежный кризис и направления его смягчения в условиях рыночной экономики


    Платежный кризис — одна из форм проявления экономического кризиса, которая выражающаяся в одновременно проявляющейся в широких масштабах невозможности хозяйствующих субъектов, а также государства и населения обеспечивать своевременность исполнения своих денежных обязательств. Платежный кризис наиболее ярко проявился в нашей стране в условиях переходной экономики. Однако и в современных условиях, когда ВТО признала Россию страной рыночной экономикой, последствия влияния платежного кризиса на национальную экономику полностью не преодолены. Кроме того, мировой опыт показывает, что платежный кризис может разразиться и в странах с развитой экономикой. Разница заключается лишь в масштабах его проявления, степени воздействия на национальную экономику. Платежный кризис нельзя рассматривать как явление, ограниченное только денежной сферой. Это многофакторное явление, оказывающее негативное влияние на различные стороны экономики. Так, не поступление выручки в связи с платежным кризисом ограничивает возможность организаций приобретать необходимые им материальные ресурсы, обеспечивать своевременное отчисление средств в бюджеты разных уровней и расчеты по оплате труда. Основные стороны, оказывающиеся в сфере влияния платежного кризиса: это государство (и соответствующие федеральные институты), кредитная система, хозяйствующие субъекты (организации различных сфер национальной экономики и организационно-правовых форм) и физические лица. Каждая из сторон в условиях платежного кризиса может быть плательщиком, и неполучателем соответствующей суммы денежных средств, Одна из характерных форм проявления кризиса платежей, его социальная составляющая — задержка выдачи заработной платы работникам, сопровождающаяся осушением их материального положения, ограничением объема платежеспособного спроса на товары и услуги и приводящая к нарастанию социальной иности в обществе. Платежный кризис и вызванное им уменьшение отчислений доходов в бюджет оказывают немалое влияние на формирование денежного дефицита, что ограничивает возможность расходования средств государством. Наряду с другими причинами этому способствуют отсутствие у организаций собственных ресурсов для таких затрат и ограниченные возможности получения средств бюджета и получения банковских ссуд.

    Платежный кризис обусловлен многими факторами, в том числе действующими в сфере производства и обращения. Важно помнить, что эти факторы оказывают влияние не обособленно, а при их тесной взаимосвязи и взаимодействии.

    Такими негативными факторами в сфере производства являются спад производства, уменьшение объема капиталовложений, снижение рентабельности, убыточность большого числа предприятий данной сферы и хроническая нехватка собственных оборотных средств, которая в условиях действовавшего хозяйственного механизма, по сути, автоматически восполнялась за счет дешевого банковского кредита.

    Действие негативных факторов в сфере обращения было вызвано прежде всего серьезной перестройкой платежной системы страны в связи с созданием сети коммерческих банков, а также уменьшением выручки предприятий за реализуемую продукцию и, следовательно, образованием недостатка средств для оплаты необходимых материалов, услуг, платежей бюджету, выдачи заработной платы.

    Неплатежи неизбежно приводят к соответствующему уменьшению спроса на различные виды продукции, сокращению объема производства предприятий — изготовителей поставляемых материалов, а также к сокращению платежеспособного спроса населения, что в свою очередь влечет за собой уменьшение производства предприятий, выпускающих товары для населения.

    Невыполнение обязательств перед бюджетом вследствие спада производства и уменьшение поступления выручки сопровождаются некоторыми дополнительными отрицательными последствиями в сфере обращения. Например, ограничиваются возможности бюджета по оплате заказов оборонным предприятиям, финансирования здравоохранения, образования, культуры и др.

    Своеобразным фактором формирования неплатежей в России в отдельных случаях является невозможность банков осуществить платежи клиентов из-за недостаточности средств на корреспондентских счетах банков, а также из-за отзыва лицензий на осуществление банковских операций и приостановления банковских операций до того момента, как будет сформирована конкурсная масса и открыто конкурсное производство.

    Особое место среди факторов, приводящих к появлению и углублению платежного кризиса, занимала проводимая в России в течение ряда лет антиинфляционная денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение количества денег в обращении. Основная задача этой политики состояла в том, чтобы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста цен.

    Однако применение мер по ограничению денежной массы привело к широкому использованию различных безденежных форм расчетов, в том числе бартера, зачетов, векселей.

    Заметим, что с распространением бартера во многом утрачивает значение такая важная особенность рыночной экономики, как конкуренция.

    Поставленные в трудное экономическое положение участники денежного оборота не пользуются для покупки или реализации товаров рынком, где имеется возможность выбора контрагента, а стараются найти контрагента, имеющего встречную равновеликую потребность в материальных ресурсах и согласного на зачет, бартер или в крайнем случае на применение векселя. В результате подобных операций продавец остается без требуемых денежных средств для последующих расчетов, что ограничивает его возможности приобретения нужных материальных ресурсов и осуществления других расходов (платежи бюджету, выдачу заработной платы и др.).

    Кроме того, при подобных операциях у одной из сторон возникает острая необходимость в совершении сделки, что может привести к повышению цены реализуемой продукции и, следовательно, к усилению или провоцированию инфляционных процессов.

    Платежный кризис проявляется прежде всего в существенном ослаблении присущих рыночной экономике взаимоотношений платежеспособного спроса на различные товары и их предложения. Такие взаимоотношения во многом заменяются обособленными сделками между отдельными контрагентами с применением зачетов, бартера, векселей. При совершении подобных сделок существенно снижается роль денег и ослабляется действие рычагов, присущих рыночной экономике.

    Для преодоления платежного кризиса необходимо проведение широкого круга мер как в сферах производства и финансовой деятельности, так и в сфере обращения, в части совершенствования платежной системы и обеспечения хозяйственного оборота необходимой массой платежных средств.

    Более полному использованию возможностей смягчения платежного кризиса с помощью совершенствования условий проведения расчетов способствуют совместные усилия банков по взаимному выполнению расчетных операций. Подобные отношения представляются предпочтительными по сравнению с корреспондентскими отношениями между отдельными банками. Здесь полезной может быть организация клирингов с участием в них групп банков по операциям их клиентуры.

    Увеличение числа банков и их клиентов, принимающих участие в организации и осуществлении межбанковского клиринга, расширяет возможности зачета взаимных требований, уменьшает объемы неплатежей.

    Вместе с тем нельзя упускать из виду присущие клирингу недостатки. Круг участников клиринга ограничен, соответственно ограничены возможности преодоления неплатежей с помощью клиринга. Кроме того, при применении клиринга расчеты между его участниками обособляются, а поступающие в их распоряжения средства используются прежде всего для удовлетворения требований других участников клиринга, но в ущерб требованиям других участников хозяйственного оборота. Например, выручка участников клиринга не может использоваться для расчетов с другими организациями, не участвующими в клиринге, а также для платежей бюджету, выдачи заработной платы и др.

    Все это свидетельствует о недостатках клиринга и обоснованности признания целесообразности ограничения его применения и более полного использования возможностей применения денежных расчетов.

    Своеобразной реакцией коммерческих банков на платежный кризис можно считать и достаточно широкое применение банками собственных платежных систем в расчетах между своими обособленными структурными подразделениями и филиалами — половина совокупных платежей по количеству и '/3 ~ по сумме. Но в стоимостном выражении по данному показателю можно усмотреть намечающуюся тенденцию к снижению. При этом нужно иметь в виду, что указанные обороты во многом обслуживают различные вексельно-кредитные и иные схемы, применяемые банками для увеличения уставного капитала за счет ненадлежащих активов и для регулирования показателей ликвидности, а также других экономических нормативов, установленных Банком России. Поэтому можно утверждать, что данные обороты во многом не отражают реальное движения денежных средств.

    Увеличение объема безналичных расчетов с применением денежного оборота вместо бартера и зачетов может способствовать повышению роли денег в народном хозяйстве, последовательному переходу к рыночным условиям взаимодействия совокупного предложения товаров и платежеспособного спроса на них.

    Решение задачи более полного удовлетворения потребности оборота в платежных средствах может опираться на существенное увеличение кредитных вложений банков в реальную экономику, т.е. в реальное создание стоимости. Такая мера тем более обоснованна, что доля банковского кредита в составе источников оборотного капитала организаций незначительна, а увеличение объема предоставляемых банками ссуд может способствовать улучшению обеспеченности организаций денежными средствами и как следствие — смягчению действия платежного кризиса и уменьшению его влияния на национальную экономику.

    Список литературы


    ·                   Деньги, кредит, банки: учебное пособие / под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2008. с 147 - 171

    ·                   Челноков В. А. Деньги, кредит, банки: учебник. – М.: Юнити, 2006. с. 100 – 110

    ·                   Финансы, деньги, кредит: учебник / под редакцией О. В. Соколовой. – М.: Юрис, 2001. с 54 – 56

    ·                   Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. Е. Ф. Жукова . – М.: Юнити, 2005. с 36 – 49

    ·                   Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации / под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. – М, 2006

    ·                   Деятельность коммерческих банков / под ред. А. В. Калтырина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. с 34-49

    ·                   Свиридова О. Ю. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Москва-Ростов-на-Дону: Март, 2005.

    ·                   Корчагин Ю. А. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. с 57 -120

    ·                   Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. – М., 2007. с. 408 – 430

    ·                   Колыванов А. В. Вопросы теории безналичных расчетов // Деньги и кредит. 2007. №4

    ·                   Березина М.П. Проблемы организации безналичных расчетов» //Финансы.-1999,№3.-с. 17-26.

    ·                   Иваненко А. С. Совершенствование безналичных расчетов // Банковское дело.2006. № 2

    ·                   ФЗ от 27.06.2002 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.