Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка
Составной частью
проводимой Банком России процентной политики являются также его депозитные
операции с кредитными организациями. Цель этих операций — изъятие излишней
ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке
России свободных денежных средств кредитных организаций.
Банк России оставляет
за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет
депозитные операции, а также приостанавливать действие Генерального соглашения
на неопределенный срок без предварительного
уведомления последнего. Дата и способ проведения депозитных аукционов и
проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке
определяются Банком России. Основные условия размещения банком денежных средств
в депозит оформляются двухсторонним договором-заявкой. Проценты по депозитам
начисляются по формуле простых процентов за период фактического срока
привлечения средств исходя из количества календарных дней в году. Досрочное
изъятие банком средств и пролонгация депозитов не допускаются. Депозитные аукционы проводятся Банком
России в Москве как процентный конкурс договоров-заявок банков [10, с.
43].
Итак, несмотря на все
преимущества, процентная политика обладает существенным недостатком. Изменив
учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих
действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую
государству. В связи с этим в своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Однако
данный недостаток может быть устранен применением такого инструмента
денежно - кредитной политики, как операции
на открытом рынке.
Операции на открытом
рынке известны давно как инструмент повышения
эффективности учетной (дисконтной) политики.
Механизм
действия этого
инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им государственных ценных бумаг,
банковских акцептов и других кредитных обязательств. Под операциями на открытом рынке
понимаются купля-продажа Банком России
казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных
ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с
указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки [2, ст.39]. Операции на открытом рынке более
эффективны в период повышения уровня инфляции [9, с. 430], что особенно
актуально в условиях повышения цен на энергоносители. Подробнее данный вопрос
будет рассмотрен в третьей части работы.
Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и сделки РЕПО.
Сделка РЕПО — это
операция с обратным выкупом. Она состоит из двух частей: в первой ее части одна
сторона продает другой стороне и одновременно берет на себя обязательства
выкупить их в определенный срок (либо по требованию второй стороны), во второй
части происходит обратная покупка ценных бумаг
по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет
тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств).
Юридически договор между участниками
сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и
покупателями.
Преимущества РЕПО по
сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том,
что они, во-первых, обеспечивают финансовую систему ликвидностью на некоторый
срок, по истечении которого нет необходимости
вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги,
выступающие в качестве объекта
сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт
показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инструментом
достижения оперативных целей денежно-кредитной политики [10, с.42].
В 2006 году Банк
России был намерен осуществлять постепенную замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками
с ОБР, которые должны сыграть значительную роль в среднесрочном «связывании» свободных денежных средств. Кроме
того, в качестве дополнительного инструмента изъятия ликвидности используются
операции продажи ОФЗ из собственного
портфеля Банка России без обязательства обратного выкупа. Также в 2006
году Банк России продолжил проведение операций по продаже ОФЗ с обязательством
обратного выкупа [5, с.24].
Банк
России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять
эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей
номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на
дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске
(дополнительном выпуске) облигаций Банка
России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и
суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего
норматива обязательных резервов [2, ст. 44]. Ставка РЕПО на 21.12.2006г.-
составила 6,1% [8].
Установление норм
обязательных резервов коммерческих банков. Как инструмент денежно-кредитного
регулирования экономики политика обязательных резервов является более
действенным способом влияния центрального банка на налично-денежный объем
ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению
с такими «рыночными» методами регулирования, как учетная политика и
политика на открытом рынке. Ее можно отнести к прямым «административным»
методам воздействия государства на денежный рынок [20, с. 89].
Государство обязывает
все банковские учреждения держать определенную часть собственных и
депонированных у них средств на счетах центрального банка, который в
зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет
нормы минимальных резервов. Установление норм обязательных резервов
решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности
банковской системы), социальные (дают
гарантию от полного разорения вкладчиков) и другие задачи.
Впервые обязательные
резервы были введены в США. Первоначально они рассматривались как своеобразная
гарантия по обязательствам банков. Затем все более
значимой стала их функция как инструмента регулирования денежного предложения
в стране [19, с. 2]. Хранение обязательных минимальных резервов в центральном
банке РФ введено в 1990 г. Банк России намерен в будущем воздерживаться от
повышения нормативов обязательных резервов [9, с. 430].
Размер обязательных
резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок
депонирования обязательных резервов
в Банке России устанавливаются Советом директоров. Нормативы
обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной
организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных
организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно
изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нормативов обязательных
резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с
корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также
взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере,
установленном Банком России. Указанный штраф
не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования
Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы,
депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.
После
отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые
кредитной организацией в Банке России, перечисляются
на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном
федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами
Банка России. При реорганизации кредитной организации порядок переоформления
ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается
в соответствии с нормативными актами Банка России [2, ст. 38].
Банк России в 2007
году продолжил использование обязательных резервов в качестве прямого
инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагалось сохранить тенденцию к
относительному снижению обязательных
резервов кредитных организаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента
усреднения. Независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма
обязательного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной
базы, применяемой при формировании банками
обязательных резервов, в соответствии с законодательством Российской Федерации
[5,с.24].
Обязательные
резервы (резервные требования) являются одним из наиболее эффективных
инструментов денежно-кредитной политики прямого действия. При создании системы обязательного
резервирования центральному банку любой страны
необходимо учитывать синергетическое взаимодействие ряда факторов. В России длительный период времени при обсуждении
проблем ОР на первое место ставился вопрос о размерах нормативов
резервирования. Особенно часто требования о снижении нормативов звучали
со стороны банковскогосообщества2002- 2003 гг. После существенного уменьшения
нормативов резервирования в 2004г. интенсивность дискуссии ослабла. На 09.11.
2005г. норматив отчислений составлял от 2 до 3,5%. На ноябрь 2006 года процент
остался тот же.
Политика валютного курса. Валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных,
валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и
стратегическими целями страны. Инструментом проведения валютной политики
выступает валютное регулирование.
Валютное регулирование
— элемент валютной политики, система законодательных
норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью
установления соотношения национальной валюты и важнейших иностранных валют,
порядка обращения иностранной валюты внутри страны, осуществления
международных расчетов и пр. Валютное регулирование подразумевает разработку и реализацию Банком России политики
валютного курса. В рамках своей компетенции, определенной законами РФ «О
Центральном банке Российской Федерации» [2] и «О валютном регулировании
и валютном контроле» [3], Банк России
совместно с Правительством РФ определяет текущую политику государства в области
обменного курса национальной валюты.
Способами проведения
валютной политики являются прямое и косвенное валютное
регулирование. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных
актов и действий исполнительной власти. Косвенное валютное регулирование
осуществляется с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение
экономических агентов рынка [20, с. 90].
Основные цели валютной
политики:
- преодоление валютного
кризиса и обеспечение валютной стабилизации;
- преодоление валютных
ограничений и переход к конвертируемости валюты;
- либерализация валютных
операций.
Каждая
национальная валюта имеет денежную цену в единицах другой страны, т.е. валютный курс. Как любая цена, валютный курс
зависит от спроса и предложения валюты.
Многофакторность валютного курса отражает его связь с другими
экономическими категориями - ценами, деньгами, процентом, платежным балансом и
т.д. Причем происходит сложное их переплетение и выдвижение в качестве решающих то одних, то других факторов.
Валютный курс может
быть колеблющимся (разновидность — плавающий валютный курс), фиксированным и
принудительным. Колеблющийся валютный курс — свободно изменяющийся под
воздействием спроса и предложения (рыночного механизма) на денежном рынке.
Плавающий валютный курс - разновидность колеблющегося валютного курса, когда
для ограничения резких колебаний курсов иностранных валют вводятся пределы
взаимных колебаний курсов. Фиксированный валютный курс — официально
установленное соотношение между национальными валютами, основанное на
законодательно определяемых валютных паритетах. Принудительный валютный курс —
официальный жестко установленный валютный курс, вводимый государством в
условиях валютных ограничений для обмена валюты данной страны на иностранную
валюту. Применение принудительного валютного курса, как правило, порождает
функционирование черного рынка, где купля-продажа иностранной валюты
производится по стихийно складывающемуся курсу.
Конкретные
направления валютной политики как одного из основных инструментов денежно-кредитного регулирования Банк России
вырабатывает в результате анализа множества экономических параметров как
текущих, так и прогнозируемых. В ходе
разработки валютной политики государства Банк России решает две задачи:
1) выбор оптимального режима обменного
курса;
2) определение экономически обоснованного его уровня.
Одной
из задач Банка России являются определение и поддерживание (в том числе с помощью интервенций) того значения
курса национальной валюты, который в данный
момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической
политики государства. При этом фактором, ограничивающим возможности достижения (удержания) определенного уровня
валютного курса, являются текущий размер золотовалютных резервов Банка
России и степень их ликвидности. Для
обеспечения экономически обоснованной динамики валютного курса рубля с
1998 г. Банк России отказался от политики фиксированного курса и перешел к режиму плавающего валютного курса. Таблица
2 - Показывает изменение курса доллара США в период с 2003-2006 г.г.
Таблица 2 Изменение курса доллара США в период с 2003-2006 г.г.
|