МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система России и ее организация

    2.2 Кредитные организации


    Следующее звено банковской системы – кредитные организации.

    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ «О банках и банковской деятельности».

    Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Конструкция ст.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности», выделяет два вида кредитных организаций – банки и небанковские кредитные организации.

    Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

    В определении банка выделены следующие главные признаки. Во-первых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Во-вторых, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности.

    Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству актами Банка России путем определения круга банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

    Важно подчеркнуть, что небанковским кредитным организациям не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

    Таким образом, банки и небанковские кредитные организации обладают всеми признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

    2.3 Филиалы и представительства иностранных банков


    Третье звено Российской банковской системы – филиалы и представительства иностранных банков. Россия не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Это стандартные требования. Банк России исходит из того, что определенное участие иностранного капитала в российской банковской системе необходимо. Такое участие повышает уровень конкуренции среди банков, а это в свою очередь приводит к улучшению банковских услуг. Поэтому ситуация сегодня такова - Банк России расширяет допуск иностранного капитала в систему российских банков (участие нерезидентов в формировании уставного капитала кредитной организации).

    Понятие иностранного банка дается в ст.1 ФЗ - «это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован».

    Филиалы иностранных кредитных организаций. Они являются частью российской банковской системы. По закону, применительно к участию в банковской системе филиалов иностранных кредитных организаций, Банк России, решает этот вопрос, в том числе и руководствуясь принципом целесообразности такого участия. В этом проявляется специфика участия иностранных банков в банковской системе России. Применительно к российским кредитным организациям Банк России не наделен правом, решать вопрос о целесообразности создания того или иного банка или небанковской кредитной организации. Но, что же касается филиалов иностранных банков, то здесь полномочия Банка России решать вопрос целесообразности открытия на территории России того или иного филиала иностранного банка вполне естественны.

    Такая же практика проводится и другими развитыми странами. Каждое государство заботиться в первую очередь о своих банках и допускает иностранные банки на внутренний рынок только при определенных условиях. Первое условие – это достаточная защищенность банковской системы от доминирования иностранных банков на внутреннем рынке. Значение имеет соответствующий уровень развития гражданского общества и правового государства. В стабильном обществе и государстве создается больше возможностей для расширения участия иностранных банков на внутреннем рынке в стране.

    Филиалы иностранных кредитных организаций относятся к числу нерезидентов. Последние - это организации, зарегистрированные по иностранному законодательству. А филиалы, как известно, - это подразделения кредитных организаций, расположенные вне места их нахождения. Они осуществляют все или часть банковских операций не от своего имени, а от имени своей кредитной организации. С одной стороны филиалы иностранных кредитных организаций рассматриваются законом как часть российской банковской системы, а с другой стороны они не являются юридическими лицами, они – нерезиденты.

    В законодательстве вопрос о филиалах иностранных банков урегулирован несколькими нормами. В Главе IX «Международная и внешнеэкономическая деятельность Банка России» (ст.52), говорится о том, что Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Он выдает разрешение на открытие филиалов иностранных банков. Пока есть только одна норма в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и несколько норм в ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые регулируют порядок открытия филиалов иностранных банков. В настоящее время в России нет ни одного филиала иностранной кредитной организации.

    Представительства иностранных кредитных организаций. Под представительством иностранной кредитной организации понимается обособленное подразделение иностранной кредитной организации, открытое на территории РФ и получившее разрешение Банка России на открытие Представительства в соответствии с российским законодательством. На практике таких представительств уже встречается достаточно много. Порядок открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций детально урегулирован в Положении, утвержденном приказом ЦБР.

    В Банке России аккредитуются представительства кредитных организаций иностранных государств.[4] Следует иметь в виду, что при принятии решения об аккредитации представительства может учитываться характер двусторонних отношений между РФ и страной происхождения кредитной организации.

    Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества.

    Представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации, название которой указано в разрешении на открытие Представительства. Таким образом, представительство не является хозяйствующим субъектом и не получает прибыли от своей деятельности. Расходы представительства финансируются иностранной кредитной организацией.

    2.4 Взаимоотношение Банка России и кредитных организаций


    Кредитные организации независимы по отношению к Банку России. Однако эта независимость не исключает взаимодействие. В некоторых случаях это взаимодействие прямо предписывается федеральными законами. Например, в соответствии с требованиями законов, Банк России лицензирует кредитные организации, устанавливает правила банковских операций, осуществляет банковское регулирование и надзор. В других случаях это взаимодействие предусматривается нормативными актами непосредственно Банка России. Заметим, что такие нормативные акты должны соответствовать федеральным законам в части ограничения прав кредитной организации.

    Принцип конкуренции в банковской системе взаимосвязан с независимостью кредитных организаций. Однако и об этом уже говорилось, банковская система возникла таким образом, что в капиталах некоторых кредитных организаций участвует Банк России. Пока это одна из проблем, которая со временем должна решаться, для того чтобы все кредитные организации были поставлены в равные условия по отношению к Банку России.

    Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями предусматриваются в различных статьях ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России не несет ответственность по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не несут ответственность по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

    В соответствии с принятыми в 2004 году федеральными законами Банк России в некоторых ситуациях и в пределах предусмотренных законом, берет на себя ответственность перед вкладчиками обанкротившихся банков

    Банк России должен взаимодействовать с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела. Таково требование банковского законодательства.

    2.5 Банк Развития – Внешэкономбанк


    Несколько слов следует сказать и о Внешэкономбанке.

    ФЗ от 17 мая 2007 г. «О банке развития», предусмотрено создание Банка развития на базе Внешэкономбанка. Это значительный шаг вперед в поддержке российской экономики. Однако Банк развития не входит в банковскую систему, потому, что по своей организационно-правовой форме, он является государственной корпорацией. Он не подпадает под банковское регулирование и под банковский надзор Банка России.

    В ст.1 сказано, что этот ФЗ «устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации банка развития - государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Два момента, на которые стоит обратить внимание.

    Первое – государственная корпорация. Раз так, то этот банк не является элементом банковской системы, потому, что согласно части 2 ст.1 и части 1 ст.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности», банк должен быть кредитной организацией. Тогда он подпадает под понятие легального определения банковской системы.

    Второе. В п.2. ст.4 ФЗ читаем: «Законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на деятельность Внешэкономбанка в части, не противоречащей настоящему ФЗ, и с учетом установленных этим законом особенностей». В пп. 3-8 этой же статьи указаны и другие особенности Внешэкономбанка. В частности там сказано, что «на Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующие порядок:

    1) государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций;

    2) ликвидации или реорганизации кредитных организаций;

    3) предоставления информации о деятельности кредитных организаций;

    4) осуществления отдельных видов банковских операций и сделок в случае противоречия порядка, установленного законодательством о банках и банковской деятельности, настоящему Федеральному закону;

    5) обеспечения требований устойчивости и финансовой надежности кредитных организаций, соблюдения иных обязательных требований и нормативов.

    К отношениям, возникающим при осуществлении Внешэкономбанком возложенных на него функций, применяются положения Гражданского кодекса РФ, установленные для кредитных организаций (банков).

    Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка. Порядок подготовки Меморандума, его содержание и период действия определяются Правительством РФ.

    Функции, полномочия и порядок деятельности органов управления Внешэкономбанка определяются также этим Федеральным законом, и положением о наблюдательном совете Внешэкономбанка, утверждаемым Правительством РФ, и положением об органах управления Внешэкономбанка, утверждаемым наблюдательным советом Внешэкономбанка».


    Заключение


    Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что банки сегодня – основная составная часть банковской системы любой страны.

    Банковские системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы – Центральный и коммерческие банки.

    В связи с образованием в 1991 г. Российской Федерации как самостоятельного государства в России также стала формироваться новая структура банковской системы.

    В настоящее время она складывается из следующих двух уровней:

    1-й уровень - Центральный банк Российской Федерации,

    2-й уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

    Таким образом, банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

    Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.

    Банковская система стоит перед большими задачами. Вполне возможно, что через несколько лет банковская система Российской Федерации пополнится дополнительными субъектами и приобретет более устойчивые законодательные постулаты.


    Список использованной литературы

    1.               Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» - текст, комментарий / Под общ. ред. К.Д. Лубенченко - М.: 2000.

    2.               Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002г. - №28. - Ст.2790.

    3.               Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки / Н.Г. Антонов, М.А. Пессель. - Москва Финстатинформ, 2000.

    4.               Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебник / И.Т. Балабанова. – СПб.: Питер, 2002.

    5.               Банковское дело. / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономист, 2004.

    6.               Банковское дело. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

    7.               Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М, 2006.

    8.               Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям: Учебное пособие / М.А. Боровская. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

    9.               Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций / А.А. Вишневский. – М.: Финансы, 2004.

    10.          Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль / С.А. Голубев // эж-ЮРИСТ - №42 - октябрь 2004.

    11.          Деньги, кредит, банки. / Под ред. В.В. Иванова, Б.К. Соколова. – М.: Проспект, 2003.

    12.          Жарковская Е.П. Банковское дело / Е.П. Жарковская. – М.: Омега-Л, 2004.

    13.          Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России / А.А. Козлов // Деньги и кредит. - 2004. - № 2.

    14.          Комментарий к Закону «О банках и банковской деятельности» / Под ред. О.Е. Фоминой – М.: Фонд «Правовая культура». – 2002.

    15.          Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации // Деньги и кредит. – 2001. - №1.


    [1] О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций см. Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. № 02-437.//Вестник Банка России от 20 ноября 1997 г., № 76.

    [2] Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М, 2006. - С.512.

    [3] Комментарий к Закону «О банках и банковской деятельности» / Под ред. Фоминой О.Е. – М.: Фонд «Правовая культура». – 2002.

    [4] О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций (Положение, утвержденное приказом Банка России от 7 октября 1997 г. №02-437).


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.