МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Банковская система РФ. Коммерческие банки

    В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние, “сплетение” банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.

    Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних все более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции – размещение государственных займов, организация крупных акционерных обществ – все чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками.

    2. Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и взаимодействие

     

    2.1. Центральный банк и его функции


    Банки, имеющие право выпуска кредитных денег в форме наличных банкнот и в форме записей на счетах и служащие важным ресурсом для совершения кредитных операций, называются эмиссионными.

    В Англии роль такого банка выполняет Английский Банк, во Франции – Французский Банк, в США – 12 федеральных резервных банков, входящих в единую резервную систему США.

    В связи с расширением функций эмиссионных банков, в теории и на практике стало употребляться понятие центральный банк.


    2.1.1. Функции центрального банка

    1.        Денежно-кредитное регулирование экономики;

    2.        Эмиссия кредитных денег – банкнот;

    3.        Контроль за деятельностю кредитных учреждений;

    4.        Аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

    5.        Кредитование коммерческих банков (рефинансирование);

    6.        Кредитно-расчетное обслуживание правительства (например, обслуживание облигаций государственного займа, эмиссионно-кассовое исполнение государственного бюджета);

    7.        Хранение официальных золотовалютных резервов.

    Главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и так далее), центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Его основными составляющими являются: политика минимальных резервов, открытого рынка и учетная политика.

    Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы – это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию.

    Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его “охлаждения” ЦБ повышает норму резерва, а в  период кризиса – наоборот. Повышение нормы резерва на 1-2 процентных пункта – действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

    Операции на открытом рынке и девизные операции. Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Девизные операции – это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

    Еще одним классическим инструментом в практике центральных банков является политика учетной ставки, то есть установление ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства – векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита – процентная ставка – должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Если центральный банк повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

    Первые ЦБ возникли 300 лет назад, но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия.


    2.1.2. Денежно кредитная политика

    Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

    Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают “узкую” и “широкую” денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

    Основные инструменты денежно-кредитной политики:

    Ø          Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

    Ø          Обязательные резервы – часть ресурсов банка, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

    Ø          Операции на открытом рынке.

    Ø          Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

    Ø          Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

    Ø          Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и так далее.

    Ø          Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

    Ø          Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

    Ø          Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание” процентных ставок.

    Ø          Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

    Ø          Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

    Ø          Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

    Ø          Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

    Ø          Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных инструментов.

    Эти инструменты денежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной связи и взаимодействия с фискальной политикой и законодательством.


    2.2. Коммерческий банк и его функции


    Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы.

    Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специализированные.

    Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и тому подобное.

    Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.

    К другим странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия. Но в любых преградах, выставляемых законодательством на пути универсализации, находятся “лазейки”. В США – это банковские холдинги.


    2.2.1. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков

    Открытие и регистрация коммерческих банков (КБ) осуществляется в соответствии с законом о ЦБ и о банковской деятельности, а также инструкции ЦБ № 49 от 27.09.1996 года. Существует строгий порядок регистрации.

    Кредитные организации регистрируются единым органом – ЦБ, хотя на практике все КБ проходят двойную регистрацию, идут в регистрационную палату и регистрируются как юридическое лицо, то есть напрямую нарушается закон о регистрации. ЦБ ведет учет банков в книге государственной регистрации. С лицензией и регистрацией ЦБ кредитные организации имеют право заниматься банковской деятельностью, то есть все фирмы МММ, Властелина и так далее действовали в нарушение закона.

    Учредителями КБ могут быть юридические и физические лица. Учредители – юридические лица должны быть зарегистрированы в законом порядке и иметь устойчивое финансовое положение и выполнять все обязательства. При создании банка учредители подписывают Учредительный договор, в котором определяют вид банка (ООО, ЗАО, ОАО), в соответствие с этим подготавливается Устав банка. При регистрации банка его учредители должны представить по месту его нахождения в главное управление ЦБ следующие документы: ходатайство о государственной регистрации и на выдачу соответственной лицензии. В этом ходатайстве дается экономическое обоснование о необходимости создания банка на этой территории. Кроме того, в этом ходатайстве должно быть подтверждено то, где будет здание под банк, как оно будет оборудовано, как будет обеспечен техникой банк... Третий документ – Устав КБ, в нем расписано все то, что должен содержать устав, где определяется форма банка, вид операций, которые будет осуществлять банк, схема управления банком, то есть вся организационная деятельность. Расписывается доля участников и сумма взносов в уставный капитал, при этом необходимо иметь в виду, что в момент создания банка учредители могут 20% уставного капитала внести материальными средствами, а в дальнейшей деятельности банка эта доля должна снижаться до 10%. Протокол собрания учредителей – это следующий документ – должен отражать решение о создании банка, в какой форме, кто руководитель, кто главный бухгалтер, порядок снятия и назначения. В практике присутствует такой принцип: председатель правления банка приглашается на работу, утверждается собранием пайщиков сроком на 5 лет. Также надо представить копию платежного поручения за оплату госпошлины составляет 1% объявленного уставного капитала, она зачисляется в федеральный бюджет.

    Следующий документ – нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации учредителей банка – юридических лиц, а также аудиторские заключения о их состоянии в течение 3 лет, ну и некоторые другие данные. Например, физические лица – учредители должны представить декларацию, заверенную налоговой службой, что он не должен по налогам.

    В пакет документов на регистрацию представляются также анкеты претендующих на должность руководителей и главного бухгалтера банка, притом у них должно быть специальное образование: экономическое, юридическое, не менее года опыта работы в банке. Прилагается также список учредителей банка, с расписанными долями акций и паевого взноса.

    При регистрации есть еще требования к названию: на слова “Россия, центральный, федеральный” требуется разрешение. Территориальное управление ЦБ, приняв пакет документов, должно это подтвердить и приготовить замечания, после чего этот пакет возвращается на доработку. Если дается положительное заключение, то оно с пакетом документов направляется в ЦБ, в департамент регистрации и лицензирования банковской и аудиторской деятельности, там он еще раз проверяется и при положительном решении подписывается свидетельство о государственной регистрации этого банка и выдается штамп на экземпляр Устава, и ставится печать и подпись одного из заместителей председателя ЦБ. 2 экземпляра Устава и свидетельство о регистрации направляются в управление, которое потом один экземпляр вручает банку с уведомлением о регистрации и с требованием уплатить 100% уставного капитала в месячный срок.

    Если банк создается в форме АО, то в 10 дневной срок банк должен направить в ЦБ документы о регистрации и отчет, о первой эмиссии акций. После подтверждения об оплате уставного капитала зарегистрированному банку выдается соответствующая лицензия.

    В настоящее время существуют следующие виды лицензий: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права операций с физическими лицами, так называемая ограниченная лицензия. Второй вид лицензии – осуществление банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте, с правом привлечения физических лиц, то есть это расширенная лицензия, и лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и так далее – это лицензия генеральная, то есть дающая право выполнять все банковские операции, а также без ограничений устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками и правом открытия филиалов за рубежом.

    После регистрации банка банк может создавать представительства или филиалы или отделения вне места нахождения главного офиса банка. С 1996 года их создание осуществляется в порядке уведомления, то есть сначала все создается, а потом уже регистрируется.

    ЦБ и его территориальные органы могут отказать учредителям в создании КБ. Какие мотивы отказа? Во-первых, это несоответствие квалификации руководителей, во-вторых, это финансовая несостоятельность учредителя, потом, это не соответствие поданных документов. Если ЦБ отказывает в регистрации и выдачи лицензии или нарушает сроки, выделенные для выдачи лицензии, то это решение может обжаловаться учредителями в суде, где надо доказать, что ЦБ нарушил законодательство. Как правило, это бесполезное мероприятие.

    Ликвидация осуществляется: отзывом лицензии, о чем происходит публикация в печати, причем отзыв производится по инициативе ЦБ. При отзыве лицензии, если не приняты меры по санации банка, то в банке должна создаваться ликвидационная комиссия с участием в ее составе представителя ЦБ. Вся операционная деятельность до начала работы ликвидационной комиссии прекращается, и контроль за деятельностью такого банка осуществляет то территориальное управление ЦБ, за которым числится этот КБ.

    В ходе своей деятельности в соответствии с законодательством КБ могут производить различные реорганизации, это может быть: изменение формы собственности, слияние с другими банками, присоединение к ним, разъединение... То есть намерения  банка провести реорганизацию должны в течение месяца с момента принятия решения сообщаться в территориальное отделение ЦБ, чтобы была выявлена закономерность реорганизации и она была утверждена.


    2.2.2. Принципы деятельности коммерческого банка

    Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что КБ должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.

    Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам КБ отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Ведь риск от своих операций КБ берет на себя.

    Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения КБ со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

    Четвертый принцип работы КБ заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь “правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.