Банковская система Республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития
11 декабря
2007 г. рейтинговая служба Standard & Poor's изменило прогноз по
кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми
казахстанским банкам: АО «Казкоммерцбанк» (ККБ), АО «Банк ТуранАлем» (БТА),
Народный банк Казахстана (Халык Банк), АО «Альянс Банк», АО «Teмiрбанк», АО «Ипотечная
организация БТА Ипотека» (БТАИ), АО «Нурбанк» и АО «Евразийский банк».
Одновременно Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг
контрагента ККБ с «ВВ+» до «ВВ», а также рейтинг по национальной шкале «Teмiрбанка»
с «kzBBB+» до «kzBBB» и рейтинг по национальной шкале Евразийского банка с «kzBBB–»
до «kzBB». Все прочие рейтинги были подтверждены [33].
Рейтинговые
действия отражают опасения Standard & Poor's в связи с растущим
негативным воздействием сложной ситуации на рынке на качество активов и
ликвидность казахстанских банков, несмотря на то, что они смогли преодолеть
трудности, возникшие в самом начале глобального кризиса ликвидности, благодаря
грамотному управлению активами и пассивами. По всей вероятности, банковский
сектор будет испытывать глубокую трансформацию – как отраслевую, так и
бизнес-моделей и практик, что только добавит неопределенности относительно
способности отдельных банков приспособиться к условиям новой реальности.
Быстрый рост
банков сектора в условиях повышенных рисков, характерных для экономики и
банковского сектора Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в
иностранной валюте: ВВВ-/Стабильный /А-3; рейтинг по обязательствам в
национальной валюте: ВВВ / Стабильный /А-3), финансировавшийся с помощью
все увеличивающегося внешнего долга, уже давно вызывал серьезную
обеспокоенность Standard & Poor's. Глобальный кризис ликвидности,
начавшийся в августе, только усилил эти опасения.
В частности,
проблема осложняется значительными потребностями в рефинансировании внешнего
долга, давлением со стороны нестабильных сектора недвижимости и строительного
сектора, а также других проблемных секторов, а кроме того тем, что небольшие
банки не обязательно могут рассчитывать на поддержку государства.
Таблица 11 –
Рейтинг-лист на 11 декабря 2007 г. рейтинговой службы Standard &
Poor's
|
До
|
С
|
АО «Казкоммерцбанк»
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
ВВ / Негативный/В
|
ВВ+/Стабильный/В
|
АО «Банк ТуранАлем»
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
ВВ / Негативный/В
|
ВВ / Стабильный/В
|
Народный банк
Казахстана (Халык Банк)
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
ВВ+/Негативный/В
|
ВВ+/Стабильный/В
|
АО «Альянс Банк»
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
В+/Негативный/В
|
В+/Стабильный/В
|
АО «Teмiрбанк»
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
В+/Негативный/В
|
В+/Стабильный/В
|
Рейтинг по национальной
шкале
|
kzBBB
|
kzBBB+
|
АО «Ипотечная
организация БТА Ипотека»
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
ВВ-/Негативный/В
|
ВВ-/Стабильный/В
|
Рейтинг по национальной
шкале
|
kzBBB+
|
kzBBB+
|
АО «Нурбанк»
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
В / Негативный/С
|
В / Стабильный/С
|
АО «Евразийский банк»
|
Кредитный рейтинг
контрагента
|
В / Негативный/В
|
В / Стабильный/В
|
Рейтинг по национальной
шкале
|
kzBB
|
kzBBB-
|
Резкое
снижение роста кредитования должно выявить реальную глубину проблемы качества
активов. Высокий рост кредитования в последние годы скрывал реальное качество
кредитных портфелей. Большая часть кредитов не была проверена временем и не
прошла через все этапы экономического цикла. Кредиты, даже проблемные, могли
быть легко рефинансированы в условиях стабильности. Возможность дальнейшей
девальвации тенге – как это и происходило в прошедшие несколько месяцев – также
угрожает способности заемщиков выполнять их обязательства (на 31 октября 2007 г.
кредиты в иностранной валюте составляли 43% всей ссудной задолженности).
Поддержка государства ликвидностью, устойчивый приток денежных средств,
обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке сырьевых товаров (а
именно нефти и газа), – равно как и уверенный рост личного потребления в
Казахстане, только частично снижают эти опасения. В начале октября
президент Нурсултан Назарбаев распорядился выделить 4 млрд. долл. из
Национального Фонда Республики Казахстан для поддержания сектора недвижимости,
МСБ и банковской системы. Из этой суммы 1 млрд. долл. должен быть выделен
до конца 2007 г., а остальное – в течение 2008 г. Банки уже получили
первые транши этих средств.
Прямыми
получателями средств являются государственные агентства развития, а именно Фонд
устойчивого развития «Казына», именно они осуществляют распределение денег
между банками. В рамках разработанной программы банки обращаются в фонд «Казына»
с заявками на предоставление кредитных средств, прилагая к ним документацию по
конкретным проектам своих клиентов, которые необходимо профинансировать. Приняв
решение об удовлетворении заявки, «Казына» размещает на счетах в уполномоченных
банках денежные средства (в размере 70% от общей утвержденной стоимости
проекта). Кредит выдается под 9% годовых, срок депозита составляет три года, но
«Казына» имеет право на досрочное снятие средств (это – обычная практика
управления вкладами клиентов в Казахстане). Цель программы состоит именно в
обеспечении банковской системы ликвидностью, а не в поддержании реально
проблемных активов.
На
10 ноября 2007 г. НБК, правительство и Агентство Республики Казахстан по
регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организации (АФН)
подписали Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий задачи и
роль каждой из сторон по обеспечению финансовой стабильности в стране и в
банковском секторе. Однако этот документ не является законодательным актом.
Примечательно, что в нем говорится о плане правительства учредить специальную
компанию по управлению активами в целях «улучшения структуры балансов и
качества активов банков посредством передачи и (или) приобретения проблемных
активов и дальнейшего управления этими активами», однако никаких соответствующих
процедур и правил еще не установлено.
Регулирующие
органы стараются использовать сложившуюся ситуацию для сдерживания чрезвычайно
высокого роста банковских активов, отмечавшегося в предыдущие периоды, а также
для ограничения внешних заимствований, но пока их усилия не особенно
эффективны.
Недавно
НБК и АФН обратились к банкам с просьбой подписать меморандумы, обязывающие их
не увеличивать свои активы и внешние заимствования выше уровня, существовавшего
на 1 ноября 2007 г., в обмен на дальнейшую помощь НБК по экстренному
поддержанию ликвидности. Однако лишь очень немногие банки подписали этот
документ (срок его действия – один год). Большинство банков пока не очень
заинтересованы в использовании этого краткосрочного источника пополнения
запасов ликвидности и предпочли не связывать себя ограничениями, содержащимися
в меморандуме. Впрочем, этот документ не имеет ограничений по времени и может
быть подписан позднее.
Казахстанские
банки вступили в критический период своего развития. В секторе все чаще
отмечаются случаи пересмотра стратегий развития и реструктуризации бизнеса,
некоторые банки, возможно, будут проданы.
Лишь
немногие банки считают, что в более или менее обозримом будущем им удастся
восстановить прежние темпы роста. В настоящее время они вносят значительные и
незначительные изменения в свои стратегии и составляют планы реструктуризации
бизнеса, одновременно занимаясь укреплением внутренних процедур и систем
риск-менеджмента. К ним относятся, например, Банк ТуранАлем, который, по всей
видимости, будет усиливать свои банковские операции в других странах СНГ в
целях реализации новых возможностей развития бизнеса, а также Альянс Банк,
который свернул программу экспресс-кредитования, сделав акцент на расширении
менее рискованных традиционных операций розничного кредитования (обеспеченные
потребительские кредиты, кредитование заемщиков с положительной кредитной
историей с помощью кредитных карт). В целях дальнейшего развития банковского
сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, принята
Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы.
Основными приоритетами дальнейшего развития законодательной и регуляторной базы
согласно данному документу является: совершенствование банковского
законодательства с учетом международных стандартов, развитие конкуренции и
либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок,
принятие мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки
рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих
в связи с этим рисков), снижение банковских рисков, связанных с экспансией
банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого
бизнеса, а также совершенствование финансовой статистики [33].
Согласно
Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007–2011 годы
основными целями и задачами развития банковского сектора в среднесрочной
перспективе являются:
- расширение доступа населения к
банковским продуктам и повышение уровня защиты потребителей финансовых услуг;
- повышение уровня прозрачности
деятельности отечественных банков второго уровня в целях повышения доверия
населения к банковскому сектору;
- развитие конкуренции и либерализация
доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок;
- совершенствование банковского надзора на
основе наилучшей международной практики и повышение эффективности управления
внешним заимствованием банковского сектора страны.
Ключевую роль на пути более тесной
интеграции в мировую экономику играет дальнейшее совершенствование
отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора
способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом,
повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской
системы.
Вопрос либерализации банковского сектора
рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО.
В этой связи исключен ряд ограничений по доступу нерезидентов Республики
Казахстан на казахстанский банковский рынок в целях дальнейшей либерализации, а
также создания равных условий их деятельности на территории Республики
Казахстан.
В целях повышения прозрачности
деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание
Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности
деятельности банка, который предусматривает раскрытие банками информации о
реальных собственниках банка, о перечне контролируемых банком организаций, об
аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития
бизнеса банка на ближайшие пять лет.
Непрерывный рост экономики,
благоприятный инвестиционный климат в стране, устойчивое развитие банковского
сектора в последние годы способствовали укреплению доверия со стороны
международных кредиторов и, как следствие, активному притоку внешних
заимствований, что, в свою очередь, может привести к усилению зависимости
банковского сектора от заимствований из-за рубежа.
Следует отметить, что рост внешних
заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора
значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано
переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования,
процентному риску и риску ликвидности.
Крайне важно отметить, что
казахстанскими банками внешние заимствования привлекаются, в основном, по
плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения
ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть
неспособны, ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно
отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы
республики.
В целях дальнейшего развития банковского
сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО,
предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского
законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и
либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок,
принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки
рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих
в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией
банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого
бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.
Проведённый анализ развития банковской системы в Республике
Казахстан, позволил сделать следующие выводы.
Банковская система – наиболее динамично развивающийся
сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП)
сопоставим с показателями стран Евросоюза.
Банковская система Казахстана прошла три этапа становления,
в результате которых были
реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные
основы банковского дела, появились первые коммерческие банки, все действующие
банки Казахстана перешли на международные стандарты в части достаточности
капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского
учета, введения и передачи информации.
По состоянию на 1 февраля 2008 года в Казахстане работают
35 банков второго уровня. По сравнению с началом 2007 года в 2008 году почти по
всем показателям очевиден явный прогресс, увеличилось количество банков второго
уровня с 33 до 35, количество филиалов банков второго уровня увеличилось на 28
единиц, а количество расчётно-кассовых отделов на 539 единиц. Увеличилось также
количество представительств банков-нерезидентов – их стало на 3 больше.
Анализ качественных показателей
деятельности коммерческих банков позволил определить следующее:
– с начала года собственный капитал
по балансу банков второго уровня увеличился с 1 января 2007 года на 556,3 млрд.
тенге (63,9%) и составил на отчетную дату 426,7 млрд. тенге.
– за прошедший год размер совокупных
активов банков увеличился на 2 811,4 млрд. тенге (31,7%) и составил на отчетную
дату 11 683,4 млрд. тенге.
– в
структуре активов банков большую долю занимают займы (требования к клиентам),
они увеличились по сравнению с 2007 годом на 2 876,5 млрд. тенге (48,0%).
В целом по банковской системе растут основные качественные
показатели (достаточность капитала и ликвидность). Банковский сектор Казахстана
по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и
наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование,
банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных
средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование
национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке
республики, они обеспечивают основной оборот средств и служат основными
поставщиками финансовых инструментов.
Сегодня в банковской сфере шестерка наиболее крупных банков
(АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный сберегательный банк
Казахстана», АО «Альянс Банк», АО «АТФ Банк, АО «Банк Центр Кредит») занимает
доминирующее положение в банковской системе. На долю этих банков приходится
более 80% совокупных активов банковской системы.
Рассматривая динамику капитала крупнейших банков
Казахстана, представленную в ходе исследования было отмечено, что к тройке
лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный
сберегательный банк Казахстана. Позиции АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк
ТуранАлем» сильны прежде всего за счет крупного и среднего бизнеса. Значение
стратегических направлений развития четверки крупных банков существенно влияет
на общую стратегию развития банковского сектора. Кроме того, существенная доля
рынка в сегменте розничного банкинга и обслуживания малого и среднего бизнеса
позволяет им быть во многом лидерами в данном секторе.
Казахстанские банки активно расширяют
масштабы деятельности в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине и других
странах СНГ, проводя транснациональные операции из головных офисов в
Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои представительства. По
состоянию на начало 2008 года, суммарный объем прямого кредитования и
инвестирования казахстанских банков в странах СНГ за пределами Казахстана
составлял примерно 12% совокупных активов национальной банковской системы, но у
крупных банков (а именно БТА и ККБ), наиболее агрессивно расширяющих бизнес в
других странах СНГ, удельный вес внешних кредитов и инвестирования в активах
выше.
В условиях
глобализации и усиления роли коммерческих банков в развитии экономики
обозначены тенденции развития банковской системы. Одной из важных проблем
современности является обеспечение долгосрочными инвестициями предприятий
реального сектора экономики. Принятие Программы инновационно-индустриального
развития страны до 2015 года усилило актуальность решения данного вопроса.
В целях
дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее
вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему
совершенствованию банковского законодательства с учетом международных
стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на
отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию
консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих
конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков),
снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки,
потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию
финансовой статистики.
1.
Назарбаев Н.А. Послание
народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель
государственной политики» февраль 2008 г.
2.
Балабанов И.Т.,
Банки и банковское дело. – Питер, 2000
3.
Дробозина Л.Т.,
Деньги, Кредит, Банки. – М., Инфра-М., 1997 г.
4.
Жукова Е.Ф.,
Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи – Юнити, 1997 г.
5.
Колесников В.И.,
Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.
6.
Крымова В.,
«Экономическая теория». Алматы 2002 г.
7.
Лаврушин О.Н.,
Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.
8.
Лаврушина О.И.,
«Деньги, кредит, банки». Издание второе, Москва 2000 г.
9.
Маркова О.М.,
Сахаров В.И., Коммерческие банки и их операции. – М., Банки и биржи –
Юнити, 1995 г.
10. Миркин Я.М.,
Банковские операции. – М., Инфра-М., 1996 г.
11. Поляков В.П.,
Москвина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М., Инфра-М,
1995 г.
12. Ильясов А.А.,
Гилимов А.К., Журнал «Вестник КазНУ». Серия экономическая. №4 (26). 2006 г.
13. Калиева Г.Т.,
Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости:
Автореферат. – Алматы: 2004
14. Сейткасимов Г.С.,
Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2002
15. Закон «О Национальном
Банке Республики Казахстан» от 24.12.1996 г. №15–1 (с изменениями и
дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)
16. Закон «О банках и
банковской деятельности в Республике Казахстан», от 31.08.1995 г. №2444 (с
изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|