Банки и банковская система. Интернет-банкинг. Пластиковые карты
При раскрытии
сути банка важна его характеристика как экономического института. Это означает,
что банк имеет не только свой самостоятельный юридический статус, но и то, что:
·
банк как
самостоятельный хозяйствующий субъект обладает материальной дееспособностью;
·
дееспособность
банка подчинена общим и специфическим экономическим законам, игнорирование
которых им самим и с внешней стороны чревато крупными потерями убытками;
·
в силу
того, что банки работают не только на своих, но и чужих деньгах, последствия
нарушений в денежной сфере оказываются неизбежными и для клиентов;
·
политическая
сторона деятельности банка обусловлена экономическими условиями; его влияние на
экономику огромно и позитивно только в том случае, когда денежный аспект его
деятельности определяется интересами стабилизации производства и валюты.
Производительный
характер банка виден прежде всего в том, что он создает свой собственный
специфический продукт. Им являются:
·
платежные
средства, эмитируемые на макро- и микроуровне. Без денег не может быть совершен
обмен продуктами труда, не может быть продолжен воспроизводственный процесс.
Выпуск наличных денег – это монополия банка, его производит только банк, делая
специфическим продуктом банковской системы;
·
аккумулируемые
свободные, временно не используемые ресурсы. Превращая «неработающие» денежные
средства в работающие, банки питают тем самым хозяйство дополнительными
«энергетическими» ресурсами;
·
кредиты,
предоставляемые его клиентам как капитал, как средства возвращаемые к своей
исходной точке с приращением в виде вновь созданной стоимости;
·
разнообразные
услуги, производительный характер которых подтверждается органическим
включением прибыли в общий размер совокупного общественного продукта,
создаваемого в соответствующий период времени.
Функция –
специфическое взаимодействие банка (в целом и его отдельных заемщиков) с
внешней средой, направленное на сохранение банка как целостного образования.
Попытка
исследовать функцию на народнохозяйственном уровне с учетом методологических
требований дает возможность сформулировать несколько иные функции банка.
Например, предоставление возможностей помещения денег, участие в других
предприятиях, собирание денег для последующего кредитования, веление платежного
оборота для клиентуры.
Функция банка –
это то, что характерно именно для банка в отличие от других экономических
субъектов. Отсюда, выше перечисленные процессы не могут трактоваться как
функции банка, т.к. они не выражаю его специфики.
Функции банка:
·
аккумуляция
средств;
·
функция
регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые
проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Регулирование
денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств,
кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения,
массового обслуживания хозяйства и населения.
·
посредническая
функция. Под ней зачастую понимается деятельность банка как посредника в
платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в
этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению,
как бы наделены посреднической миссией.
Назначение банка
состоит в том, что он обеспечивает:
·
концентрацию
свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и
ускорения производства;
·
упорядочение
и рационализацию денежного оборота.
1.3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Центральные
банки - это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами
кредитной системы.[6] В различных государствах
такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные,
резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк
Италии и др.
Центральные банки
возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Создание
центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и
централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Центральные банки
являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность
связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости
национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам;
развитием и укреплением банковской система страны; обеспечением эффективного и
бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед
центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
·
эмиссионным
центром страны
·
банком
банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а
преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер
которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты, осуществлять надзор,
поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в
национальной кредитной системе;
·
главным
расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при
выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и
обязательств;
·
органом
регулирования экономики денежно-кредитными методами.
Центральный банк
выполняет 3 основные функции:
·
регулирующая
- регулирование денежной массы в обращении
·
контролирующая
– определение соответствия требованиям к качественному составу банковской
системы; разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических
коэффициентов и норм и контроль за ними;
·
информационно
– исследовательская – функция научно – исследовательского, информационно –
статистического центра.
Центральный банк
регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействую
на кредитные институты, он создает определенные условия для их
функционирования.
К методам
воздействия центральных банков на экономику относятся: дисконтная (учетная) и
залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке;
депозитная политика; валютная политика.
Современные
коммерческие банки – банки, непосредственно обслуживающие предприятия и
организации, а также население. Коммерческие банки выступают основным звеном
банковской системы. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер.
Коммерческий банк выполняет функции:
·
аккумуляции
(привлечения) средств в депозиты;
·
размещение
средств (инвестиционная функция);
·
расчетно-кассового
обслуживания клиентов.
Коммерческие
банки выступают прежде всего как специфические кредитные институты, которые, с
одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой –
удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые
потребности предприятий, организаций и населения.
По российскому
законодательству к основным банковским операциям относят следующие:
·
привлечение
денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на
определенный срок;
·
предоставление
кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
·
открытие
и ведение счетов физических и юридических лиц;
·
осуществление
расчетов по поручению клиентов, в том числе банков – корреспондентов;
·
инкассация
денежных средств, векселей, платежей и расчетных документов и кассовое
обслуживание клиентов;
·
управление
денежными средствами по договору с собственником или распределителем средств;
·
покупка у
юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюта в наличной и
безналичной формах;
·
осуществление
операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим
законодательством;
·
выдача
банковских гарантий
·
выдача
поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в
денежной форме;
·
приобретение
права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;
·
оказание
консультационных и информационных услуг;
·
предоставление
в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в
них сейфов для хранения документов и ценностей;
·
лизинговые
операции.[7]
В условиях
рыночной экономики все операции коммерческого банка можно условно разделит на
три основные группы:
1.
пассивные
операции – операции по привлечению средств на расчетные и текущие счета
юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и
организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков и др.
2.
активные
операции – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их
распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности – краткосрочное
и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционное и
научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских
ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное
финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной
деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам.
3.
активно-пассивные
операции банков – комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по
поручению клиентов за определенную плату – комиссию. Это операции по
инкассированию дебиторской задолженности, переводные операции,
торгово-комиссионные операции, доверительные (трастовые) операции, операции по
предоставлению клиентам юридических и иных услуг.
Банки
характеризуются ликвидностью и платежеспособностью. Платежеспособность
трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим
обязательствам. Понятие ликвидность означает возможность банка своевременно и
полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед
всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного
капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и
пассива баланса с учетом соответствующих сроков.[8]
ГЛАВА
2. ИННОВАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Актуальность исследования Интернет- банкинга обусловлена увеличением
количества банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета
через интернет. Впервые банк, обслуживающий клиентов через Интернет,
появился в 1995 году. Им был Security First Network Bank. По итогам первого года работы его
активы составили 110 млн долларов, ежемесячный прирост капитала — 20%, а
количество клиентских счетов превысило десять тысяч. В марте 2001-го японское
правительство выдало лицензию на открытие онлайнового банка корпорации Sony.
Только за первый месяц работы в нем была открыта двадцать одна тысяча счетов.
Успехи американских и японских виртуальных банкиров обусловили тот факт, что летом 2004 года примерно каждый третий банк
поддерживал интернет- банкинг.[9] В 2005, по данным опроса CNews Analytics, системы
Дистанционного банковского обслуживания установили более половины всех
российских банков. В этом году без подобных систем останутся лишь единицы.[10]
88,3% экспертов
считают, что Интернет в настоящее время является одним из наиболее эффективных
инструментов продвижения кредитных продуктов, что обусловлено значительным
расширением использования Интернета в целом и активным Интернет - продвижением
банков. По средневзвешенной оценке экспертов 43,06% физических лиц,
заинтересованных в получении кредита, используют в качестве основного
инструмента поиска кредитных продуктов Интернет. Эксперты отмечают, что число
таких лиц неуклонно растет.[11]
В связи с
расширением банковских услуг, предоставляемых через Интернет, возникает
вопрос: «Вытеснит ли интернет - банкинг филиальные сети?»
По мнению А.
Висящева, Исполнительного директора Центра Финансовых Технологий, «расширение
филиальной сети и развитие услуг интернет - банкинга — это не взаимозаменяемые
процессы, а параллельные и направленные на достижение одной, самой главной цели
розничного бизнеса любого банка — расширение клиентской базы и увеличение
доходности». [12] Таким образом, можно
сделать вывод, что Интернет- банкинг направлен на повышение качества
обслуживания клиентов, так как обладает очевидными преимуществами:
1.
рост
оперативности проведения операций
2.
доступ
клиента ко многим операциям становится круглосуточным и возможным без посещения
офиса банка.
3.
возможность
совершать платежи практически любого назначения.
Возможность
Интернет - банкинга позволяют частным лицам в любое удобное время суток семь
дней в неделю, 365 дней в году из любого места совершать большинство
банковских операций:
1.
проводить
безналичные внутри- и межбанковские платежи,
2.
открывать
счета,
3.
осуществлять
коммунальные платежи,
4.
покупать
и продавать валюту,
5.
размещать
свободные средства на срочном вкладе,
6.
получать
выписки по счетам,
7.
совершать
покупки в интернет- магазинах и пользоваться другими услугами.
При этом нет
необходимости в неудобное, как правило, рабочее время ходить в отделение банка,
от руки заполнять платежки и стоять в общей очереди. Но несмотря на общие
задачи и принципы, в разных банках интернет - сервис бывает разным.
Платежи с помощью
услуг интернет - банкинга производятся как в рублях, так и в иностранной
валюте и производятся в режиме онлайн.
Тарифы на
интернет- банкинг, от банка к банку сильно отличаются и обычно включают в себя
три составляющие: плата за подключение, абонентская плата и комиссии за
проведение разного рода платежей. Плата за подключение все реже используется
банками и взимается преимущественно за предоставление технических составляющих
системы. Абонентская плата практикуется всеми банками, но только в Альфа-банк
Экспресс и Ситибанке эта плата взимается не за услугу интернет- банкинга, а за
пакет услуг, включающий помимо интернет- банкинга пластиковую карту. Комиссия
за проведение платежей обычно включает процент от суммы платежа, но не менее
определенной банком минимальной суммы. Например, в Гута- банке такая комиссия
составляет 0.2%, но не менее 5 рублей и не более 200 рублей.[13]
Страницы: 1, 2, 3
|