Анализ рынка потребительского кредитования в России
Анализ рынка потребительского кредитования в России
Анализ
рынка потребительского кредитования в России
1. Анализ рынка
потребительского кредитования в России и УРФО
Кредитование физических
лиц является самым быстрорастущим сектором банковского бизнеса в России.
Начиная с 1999 года в России наблюдается устойчивый экономический рост, который
в течение 2001-2004 гг. в среднем превышал 6% в год.
Существенный
экономический рост повлек за собой и усиление активности банковского сектора,
который в течение последних 5 лет увеличил свой совокупный кредитный портфель
более чем в 6 раз.
При этом, начиная с 2000
года в банковском секторе наблюдалась устойчивая тенденция увеличения доли
кредитования физических лиц.
Так, если на 1 января
2000 года доля кредитов физическим лицам в совокупном кредитном портфеле
банковской системы РФ составила чуть более 4.6%, то к началу 2002 года эта доля
выросла до 6.5%, а к началу 2005 года составила уже 14.6%.
По данным Банка России по
состоянию на 1 декабря 2004 года объемы кредитования физических лиц составляли
573 266 млн. руб. А уже в марте 2005 года, по оценке Центра экономических
исследований достигли 685 000 млн. руб.
Случившийся в середине
2004 года кризис ликвидности банковской системы не оказал негативного влияния
на рынок потребительского кредитования. Более того, среднемесячный рост портфеля
с мая по июль (кризисный период) составил 7.8%, что превышает средний
показатель за весь 2004 год на полтора процента.
Устойчивый рост
свидетельствует о неудовлетворенном спросе населения на потребительские
кредиты, с одной стороны, и о высокой привлекательности (доходности)
потребительского кредитования для банков.
Спрос физических лиц на
кредиты обеспечивается за счет роста реальных доходов населения (реальные
доходы население выросли более чем на 10%), активной маркетинговой и рекламной
политики банков, продвигающих свои кредитные продукты, экономической
стабильности, увеличением числа доступных кредитов, а также производителей и
продавцов товаров, стремящихся увеличить объемы продаж, постепенное заполнение
рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками,
предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых
условиях. Вероятность существенного снижения темпов роста доходов граждан в
настоящее время достаточно мала.
Росту рынка
потребительского кредитования способствовало также и снижение уровня процентных
ставок.
Среднее снижение ставки
по кредитам срочностью до 1 года в рублях составило в 2004 году примерно 3%. В
то же время, стоимость долгосрочных кредитов, напротив, выросла, составив
порядка 17% годовых. Наибольшее снижение процентных ставок наблюдалось по
кредитам срочностью от 3 до 6 мес, которое составило порядка 4.5%.
Потребительское
кредитование вообще стало одним из экономических «хитов» прошлого года.
Наибольших темпов роста рынок потребительского кредитования достиг именно в
2004 году, когда среднемесячный прирост кредитного портфеля составил 27 млрд.
рублей. Всего же в 2004 году рост потребительских кредитов составил 106.5%.
Структура рынка
потребительского кредитования в течение 2004 года претерпела некоторые
изменения по сравнению с предыдущим годом.
В частности, структура
рынка несколько сместилась в пользу целевых кредитов (автокредитование,
товарное кредитование, ипотека), доля которых выросла с примерно на 10%.
Наиболее быстрорастущим
сегментом рынка было автокредитование, доля которого выросла более чем на 7%.
На нецелевые кредиты по итогам 2004 года пришлось порядка 62% объема портфеля
кредитов, выданных физическим лицам.
Преобладающая доля
нецелевых кредитов, которые предоставляются чаще с применением скоринговых
моделей, это так называемые экспресс-кредиты, объясняется тем, что они более
доступны потребителям. Так если ипотечные или автокредиты рассчитаны в основном
на состоятельных людей (с доходом не менее 700 долларов в месяц), то претендовать
на экспресс-кредит можно, зарабатывая даже 200 долларов в месяц.
Розничная торговля
благодаря банковским кредитам за минувший год увеличила свои обороты, по
некоторым оценкам, в полтора раза — с 3 до 4,5 трлн. рублей. В прошлом году за
счет использования экспресс-кредитования было профинансировано 16% покупок.
Подобная тенденция
указывает на увеличение значимости кредитования физических лиц как
непосредственно для потребителей, так и для экономики в целом, поскольку
стимулирует личное потребление. Таким образом, в течение последних 5 лет, и в
особенности в 2004 году, в России наблюдалось существенное развитие
потребительского кредитования.
По различным оценкам,
сейчас около 5 млн россиян уже воспользовались потребительским кредитом. По
мнению банкиров, уже в скором времени Россия имеет шанс догнать европейские
страны по объему выданных населению кредитов.
В региональной структуре
рынка по-прежнему доминировал Центральный Федеральный Округ, на который
пришлось порядка 30% всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных
кредитов оказались Приволжский и Сибирский Федеральный Округ, на которые
пришлось 20% и 15% рынка соответственно.
В целом, структура рынка
кредитования физических лиц (Рисунок 2.1.) отражает уровень экономического
развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.
Рисунок 2.1. –
Региональная структура рынка потребительского кредитования на 01.10.04
ЦФО - Центральный
федеральный округ
ПФО – Приволжский федеральный
округ
СФО – Сибирский
федеральный округ
УФО – Уральский
федеральный округ
СЗФО – Северо-Западный
федеральный округ
ЮФО – Южный федеральный
округ
ДФО – Дальневосточный
федеральный округ
В валютной структуре
рынка доминировали рублевые кредиты (порядка 85% общего объема кредитного
портфеля), а срочная структура рынка указывает на преобладание долгосрочных
кредитов (более 3 лет). На долю кредитов срочностью от 1 до 3 лет пришлось
порядка 18% кредитного портфеля, а на кредиты срочностью от 6 месяцев до 1 года
- почти 10%.
Сравнивая показатели
объемов кредитных портфелей частных лиц за январь-февраль 2005 года можно
сделать вывод, что верхние строчки рейтинга остаются неизменными лишь до пятой
строчки: Сбербанк, Русский Стандарт, ХКФ-Банк и Райффайзенбанк. Лидерами по
снижению портфелей потребительских кредитов стали в феврале Центральное ОВК
(-47%), Первое ОВК (-33%) и Сибирское ОВК (-31%). Падение показателя этих
банков объясняется постепенным переводом активов этих банков на баланс
Росбанка: за этот же период портфель Росбанка вырос на 37% до 4,4 млрд. руб., и
таким образом, в феврале банк стал лидером по движению в рейтинге (+10 позиций,
8-е место). Процесс объединения банков планируется завершить к середине 2005
года. В таблице 2.1. приведены 50 крупнейших участников рынка потребительского
кредитования в 2005 году в России.
Таблица 2.1. – Top 50
банков по потребительским кредитам в феврале 2005 года