Анализ кредитоспособности заемщика при предоставлении банковского кредита
На практике для минимизации риска,
связанного с не возвратом кредита, анализируют уровень обеспеченности выданного
кредита. Классификация ссуд по качеству обеспечения регламентируется
инструкцией ЦБ РФ № 62-а “О порядке формирования и использования резерва на
возможные потери по ссудам ”.[17]
Анализ финансового состояния заемщиков – корпоративных
клиентов в данной работе будет проводиться с помощью разработанной нами
методики анализа финансового состояния заемщиков – корпоративных клиентов.
Рассматриваемая методика анализа финансового состояния разработана нами на
основе методики, применяемой в деятельность АКБ «Ланта-Банк».
Целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину финансового положения организации и позволяющих вынести профессиональное суждение об оценке кредитного
риска по выданной ссуде.
Анализ финансового положения организации проводится на
основании финансовой отчетности, принятой налоговыми органами, и составленной,
в соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской
отчетности, утвержденными Приказом Минфина финансов Российской Федерации от 22
июля 2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
У юридических лиц (за исключением кредитных организаций)
запрашивается копия бухгалтерской отчетности (форма №1 и №2) за три последних
квартала, составленная в соответствии с требованиями Минфина РФ с отметкой ФНС.
В случае отправления финансовой отчетности по почте предоставляется копия
почтового извещения, свидетельствующего об отправке соответствующих форм
отчетности в налоговый орган.
При анализе годовой отчетности, требуется предоставление
следующих форм:
1) бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и
убытках (форма №2), отчет об изменении капитала (форма №3), отчет о движении
денежных средств (форма №4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5),
пояснительную записку, а также аудиторское заключение, если организация
подлежит обязательному аудиту, а именно: организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного
общества; организации, являющиеся страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или
фондовой биржей, инвестиционным фондом; организации или индивидуальные
предприниматели, у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения
работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный
законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса
превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный
законодательством РФ минимальный размер оплаты труда; организации, являющиеся государственным унитарным организациям или муниципальным унитарным организациям;
2) формы №1-2 и пояснительную записку, если организация
является малым организациям не обязанным проводить аудиторскую проверку или у
них отсутствуют данные, подлежащие отражению в формах №3-5;
3) формы №1,2 и 6 (отчет о целевом использовании полученных
средств), если заемщик - некоммерческая организация;
4) формы №1-2, если заемщик является общественной организацией, не осуществляющей предпринимательскую деятельность и не
имеющий оборотов по продаже товаров (работ, услуг), кроме выбывшего имущества;
5) справка об открытых расчетных (текущих) счетах в других
кредитных организациях;
6) справка об отсутствии/наличии ссудной задолженности и
картотеки в других кредитных организациях.
У юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства и использующего
упрощенную схему налогообложения, учета и отчетности запрашиваются:
1) копии налоговой декларации с отметкой налогового органа за
три последние отчетные даты;
2) справка из налоговой инспекции о состоянии расчетов по
налогам и сборам, подтверждающая отсутствие задолженности организации перед
бюджетом и внебюджетными органами;
3) сведения о доходах и расходах, для предпринимателей,
применяющих упрощенную схему налогообложения, выбравших в качестве объекта
налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, подтвержденных
данными Книги учета доходов и расходов;
4) сведения о доходах, для предпринимателей, применяющих
упрощенную схему налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения
доходы, подтвержденные данными Книги учета доходов и расходов. Для
предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения в виде уплаты
вмененного налога на доходы, предоставление Книги учета доходов и расходов не
требуется.
5) справка об открытых расчетных (текущих) счетах в других
кредитных организациях;
6) справка об отсутствии/наличии ссудной задолженности и
картотеки в других кредитных организациях.
У субъекта Федерации (муниципального образования)
запрашиваются:
1) консолидированный бюджет субъекта Федерации
(муниципального образования);
2) справка о наличии расчетных счетов в банках;
3) справка об оборотах (дебетовых и кредитовых) по имеющимся
расчетным счетам;
4) справка об отсутствии/наличии картотеки и задолженности по
кредитам в других банках; а Справка об отсутствии просроченной
кредиторской задолженности.
У физического лица запрашиваются:
1) заполненные непосредственно заемщиком данные анкеты
(приложение № 1);
2) документы, подтверждающие достоверность указываемых в
анкете данных;
3) данные, получаемые как при принятии решения о выдаче
кредита, так и в ходе кредитования об изменении финансового состояния заемщика, такие как возможное прекращение трудовых отношений между
работодателем и физическим лицом при отсутствии у последнего существенных
накоплений для погашения долга, наличие вступивших в силу решений суда о
привлечении физического лица к уголовной ответственности, наличие документально
подтвержденных сведений об отзыве лицензии у кредитной организации, в которой
размещен вклад физического лица, если невозвращение этого вклада влияет на
способность заемщика выполнить свои обязательства по кредитному договору и др.;
4) справки из других банков о возможном наличии кредитной
истории, наличии депозитных вкладов.
В случае если организация существует менее года и в налоговые
органы не сдано ни одной отчетности или последняя отчетность показывает
отсутствие реальной деятельности организации, для вынесения кредитным
инспектором профессионального суждения по кредитным рискам используется иная доступная информация, а именно:
1) управленческая отчетность и иная управленческая
информация;
2) бюджет либо бизнес-план на текущий финансовый год;
3) данные о движении денежных средств (обороты по всем
имеющимся счетам);
4) общее состояние отрасли, к которой относится организация;
5) конкурентное положение организации в отрасли;
6) деловая репутация организации и ее руководства;
6) принадлежность организации к финансовым группам и
холдингам;
7) существенная зависимость от одного или нескольких
поставщиков и (или) заказчиков;
8) зависимость деятельности заемщика от роста цен при покупке
товаров и услуг и от падения цен при продаже товаров и услуг.
Финансовое
положение организации анализируется с позиций установления эффективности
использования финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении организации, на
основе предоставленной финансовой отчетности форма 1 (бухгалтерский баланс) и
форма 2 (отчет о финансовых результатах). Данные отчетности заносятся
соответственно в таблицу 1.
Таблица 1 – Форма для записи реквизитов заемщика
Показатели
|
Реквизиты заемщика
|
«Название организации»
|
|
«Вид деятельности»
|
|
«Единица измерения»
|
|
«Ставка по кредиту»
|
|
При заполнении Таблицы №1 обязательным является заполнение
строк:
1) «Название организации»;
2) «Вид деятельности», где указывается код деятельности
организации:
а) «1» - оптовая торговля и оказание услуг;
б) «2» - мелко-оптовая торговля;
в) «3» - розничная торговля;
г) «4» - производство и прочие.
3) «Единица измерения», где указывается,
в каких единицах предоставлен баланс - в рублях или тысячах рублей;
4) «Ставка по кредиту».
Анализ финансовой отчетности проводится поэтапно в следующей
последовательности:
Проведение предварительного обзора финансово-экономического
положения организации на основе анализа аналитического баланса (табл. 2). Аналитический баланс составляется на основе Бухгалтерского баланса (форма 1) (табл. 1) с
учетом корректировок отдельных статей баланса, а именно:
1) из общей суммы валюты баланса исключается величина
«Расходы будущих периодов», на эту же сумму уменьшается размер собственного
капитала и материально-производственных запасов;
2) увеличивается размер материально-производственных запасов
на сумму НДС по приобретенным ценностям;
3) из суммы материально-производственных запасов исключается
стоимость товаров отгруженных и на эту же сумму увеличивается дебиторская
задолженность;
4) уменьшается сумма краткосрочных обязательств (заемных
средств) на величину «Доходов будущих периодов» и «Резервов предстоящих
расходов», на эту же сумму увеличивается размер собственного капитала.
Предварительный обзор включает в себя общий анализ состава
статей бухгалтерского баланса, размера чистых активов и собственных оборотных
средств. Величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не
обремененных обязательствами, и является показателем, используемым для оценки
степени ликвидности организации. На уменьшение или увеличение чистых активов
существенное влияние оказывают как убытки, так и текущая прибыль. Если по
окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых
активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить
об уменьшении уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в
установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится
меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество
подлежит ликвидации. Согласно Приказа Минфина РФ №10н, 03-6/пз от 29.01.03г. «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ», чистые
активы акционерных обществ рассчитываются как:
Чистые активы (акционерных обществ) = (внеоборотные активы +
оборотные активы - затраты на выкуп собственных акций — задолженность участников
(учредителей) по взносам в уставный капитан) — (обязательства (долгосрочные и
краткосрочные)- доходы будущих периодов)
При расчете чистых активов возможна корректировка
вышеуказанной формулы на статью «Расходы будущих периодов», принимая во
внимание, что по данной статье баланса отражаются затраты, понесенные
организацией в отчетном периоде, но относящиеся к ее деятельности в будущем,
что может повлиять на финансовый результат и привести к сокращению величине
чистых активов.
Тем не менее, если из расшифровки данной статьи баланса не
следует, что в ближайшем квартале учет предстоящих расходов организации окажет
существенное влияние на сокращение величины чистых активов, расчет чистых
активов проводится по аналогии с акционерными обществами (без исключения статьи
«расходы будущих периодов»).
Решение об исключении из размера чистых активов величины
«расходов будущих периодов» принимается на основании мотивированного суждения
кредитного инспектора, подтвержденного соответствующими расшифровками и
документами, предоставленными юридическим лицом, чье финансовое состояние
анализируется. Данное решение вносится кредитным инспектором в Таблицу 5
(«Оценочные показатели финансового состояния юридического лица») в виде
признака «да» в строке «Признак учета расходов будущих периодов в величине
чистых активов».
В случае если наблюдается значительный рост расходов будущих
периодов по сравнению с предыдущим отчетным периодом, и организация
отказывается предоставить расшифровку данной статьи, корректировка чистых
активов на величину расходов будущих периодов проводится в обязательном
порядке.
Отсутствие чистых активов в обороте организации
свидетельствует о том, что все оборотные средства организации, а также,
возможно, часть внеоборотных активов (в случае отрицательного показателя)
сформированы за счет заемных средств.
Собственные
оборотные средства рассчитываются как:
Собственные
оборотные средства = оборотные активы — краткосрочные обязательства
Этот показатель определяет ту часть оборотных средств,
которая остается в распоряжении организации после проведения расчетов по
краткосрочным обязательствам и характеризует устойчивость организации в
краткосрочной перспективе.
Проведение горизонтального (временного) анализа
заключающегося в выявлении тенденций изменения статей баланса и на основании
этот вычисления темпов их роста (прироста).
Для
объективной оценки динамики изменения (роста/падения) балансовых статей
целесообразно проводить горизонтальный анализ за ряд отчетных периодов,
например следующим образом (табл. 2):
Таблица 2 – Схема проведения горизонтального анализа
Статьи баланса
|
На начало предыдущего года (база
расчета)
|
На начало отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
Валюта баланса
|
Сумма, тыс. руб.
|
%
|
Сумма тыс. руб.
|
%
|
Сумма, тыс. руб.
|
%
|
И т.д.
|
|
|
|
|
|
|
Проведение вертикального (структурного) анализа с целью
определения удельного веса отдельных статей отчетности в валюте баланса (табл. 3).
Для проведения вертикального анализа балансовых статей также
рекомендуется рассматривать несколько отчетных периодов, например:
Таблица 3 - Вертикальный анализ бухгалтерского баланса
Статьи баланса
|
Удельный вес в валюте баланса (%)
|
На начало предыдущего года
|
На начало
отчетного периода
|
На конец отчетного периода
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
0,1
|
0,5
|
0,8
|
и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следующим этапом является составление сравнительного аналитического баланса, дополняющего горизонтальный и вертикальный анализ, например
(табл. 4):
Таблица 4 - Составление
сравнительного аналитического баланса, дополняющего горизонтальный и вертикальный анализ
Статьи баланса
|
Абсолютные величины, в тыс. руб.
|
Удельный вес в валюте баланса, %
|
Отклонения
|
На начало года
|
На конец отчетного периода
|
На начало года
|
На конец отчетного периода
|
Абсолютных величин, в тыс. руб.
|
Удельного веса, %
|
К величинам на начало года, %
|
К изменению итога баланса, %
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Внеоборотные активы
|
546
|
1033
|
0,4
|
0,6
|
+487
|
+0,2
|
+89,2
|
+1,1
|
и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На следующем этапе проводят анализ показателей Анализ
финансового состояния заемщиков – корпоративных клиентов.
Проведение анализа показателей финансовой устойчивости (абсолютных и относительных), характеризующих
эффективность формирования и использования денежных ресурсов, необходимых для
нормальной производственно-коммерческой деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|