Анализ коммерческой деятельности банка на примере ООО "Хоум Кредит энд Финанс банк"
Политика продвижения банковских услуг на
рынок- это система мероприятий по взаимодействию банка с потенциальными
потребителями и обществом в целом, направленная на формирование спроса и
увеличение объема продаж банковского продукта[44].
Реклама - это средство информации о банке
или услугах, им оказываемых, коммерческая пропаганда потребительских свойств,
представляемых услуг для клиентуры и достоинств деятельности банк готовящая
активного и потенциального клиента к расширению деловых контактов с банком[45].
Основные функции банковской рекламы:
- формирование доверия клиента к банку
(престижная реклама, направленная на формирование репутации, имиджа банка);
- информирование об ассортименте услуг
банка;
- убеждение в преимуществах рекламируемых
услуг;
- побуждение к приобретению данной услуги
у данного банка.
Личные продажи - устное предоставление
услуги в ходе беседы с потенциальным покупателем. Личные продажи, предполагающие
индивидуальное общение работников банка с клиентами, широко распространены в
банковском деле. В контакт, с клиентами в роли продавцов, выступают практически
все работники банка. Средствами такого общения являются беседы по телефону,
послание по почте и личное общение с клиентами в банке. Главным ограничением
личных продаж являются большие затраты времени персонала.
Стимулирование сбыта является средством кратковременного
воздействия на рынок. Оно используется главным образом, для оживления упавшего
спроса, повышения осведомленности клиентов о предполагаемых продуктах, для
создания им необходимого имиджа.
Средства стимулирования у клиентов
включает проведение конкурсов, демонстраций, предоставление премий, скидок с
цены, распространение образцов и т.д.
Цели стимулирования сбыта должны быть
согласованны с общей стратегией банка. Эти цели обычно направлены на
стимулирование большого потребления услуг, поощрение лиц, не пользовавшихся
ранее отдельными банковскими продуктами, к их опробованию, а также на
привлечение новых клиентов. При разработке целей стимулирования должны быть
приняты во внимание вероятные ответные действия конкурентов.
Таким образом, вышеизложенное позволяет
сделать следующие выводы:
1. В условиях общей экономической нестабильности,
возросшей межбанковской конкуренции и снижения доходности классических
банковских операций, российские банки вынуждены использовать приемы маркетинга
в своей деятельности.
2. Учитывая многолетний опыт западных
банков по внедрению маркетинга в банковскую практику, целесообразно использовать
наиболее передовой, прогрессивный опыт в данной области на российском рынке.
ООО "Хоум Кредит энд Финанс
Банк", один из лидеров российского рынка банковской розницы, работает на
российском рынке с 2002 года.
По данным аудированной финансовой
отчетности (МСФО) за 2007 год активы ООО "Хоум Кредит энд Финанс
Банк" составили 81,4 млрд рублей, капитал - 14,9 млрд рублей, кредитный
портфель - 70,8 млрд рублей. Чистая прибыль по итогам за 2007 года составила 2
млрд рублей.
По состоянию на 31 декабря 2007 года доля
Банка на рынке товарного кредитования составила 29%, доля на рынке кредитных
карт - 11%. Региональная сеть Банка представлена в 80 регионах России - на 31
декабря 2007 года действуют 87 представительств, 1 филиал, 97 офисов. Банк
сотрудничает более чем с 29 тыс. магазинов-партнеров в 1 200 городах России.
Клиентами Банка являются около 13 млн человек.
Кредитная линейка Банка включает более 100
кредитных продуктов, среди которых потребительские кредиты, наличные в кредит,
кредитные карты, автокредиты и ипотека. Банк "Хоум Кредит" активно
реализует стратегию перехода от монолайновой кредитной организации к
универсальному розничному банку. В 2007 году Банк объявил о приеме срочных
вкладов от населения.
В мае 2007 года международное рейтинговое
агентство Standard & Poor's повысило рейтинг Банка до B+/B, в октябре
Moodys' подтвердило рейтинг Банка на уровне Ba3/NP/D-. Прогноз рейтингов -
стабильный.
Основа работы Банка в России - принцип
ответственного кредитования и прозрачности бизнеса. Благодаря передовым
технологиям кредитования Банк предлагает клиентам простые и быстрые решения,
объективные условия и стремится к взаимовыгодному партнерству. В Банке принят
Кодекс ответственного кредитования.
В 2007 году Банк выступил генеральным
партнером социального проекта "Дети рисуют!", география которого
охватила 7 городов России. Активная работа Банка по решению социально значимых
программ страны была отмечена в 2007 году на ежегодной церемонии награждения
премией "ПИЛАР", где Банк был объявлен победителем в номинации
"Социально ответственная компания".
Успехи Банка были также отмечены в 2007
году профессиональными кругами. По итогам опроса Экспертного совета премии
"Финансовый Олимп" Банк был признан лучшим розничным банком в
категории "Потенциал и перспектива". По итогам национально банковской
премии Банк получил награду в 2 номинациях: "За развитие банковских услуг
в регионах России" и как "Информационно открытый банк".
Банк является членом Ассоциации российских
банков, Ассоциации региональных банков, Национальной валютной ассоциации,
Национальной фондовой ассоциации и Московской международной валютной биржи.
Аудит Банка по международным стандартам
финансовой отчетности проводит компания KPMG. Аудит по российским стандартам
финансовой отчетности проводит ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты».
Банк входит в систему страхования вкладов
под номером 170 в реестре банков-участников системы страхования вкладов.
Банк "Хоум Кредит" является
членом Группы "Хоум Кредит" (Home Credit Group). Компании Группы
"Хоум Кредит" осуществляют свою деятельность на финансовых рынках
Центральной и Восточной Европы, а также Центральной Азии и Дальнего Востока.
Общий объем выданных Группой кредитов на конец 2006 года составил 2,7 млрд
долларов США. Группа "Хоум Кредит" является одним из лидеров на
рынках потребительского кредитования Чешской Республики (с 1997 года),
Словацкой Республики (с 1999 года), Российской Федерации (с 2002 года) и
Республики Казахстан (с декабря 2005 года). В 2006 году Группа "Хоум
Кредит" вышла также на рынки Украины, Беларуси, в декабре 2007 года - на
рынок Китая.
Группа "Хоум Кредит" является
членом группы компаний PPF, основанной в 1991 году и занимающейся страхованием
и потребительским кредитованием, а также оказывающей комплексные услуги по
управлению активами. За 17 лет своей деятельности группа компаний PPF стала
ведущим международным финансовым инвестором, управляющим активами объемом около
8,7 млрд евро на 30 июня 2007 года.
Home Credit - зарегистрированный знак
обслуживания ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк". Лицензия Банка России
№ 316 от 31 марта 2003 года.
Деятельность банка характеризуется
следующими основными показателями (табл. 2.3).
Анализ данных таблицы 2.3 показывает, что
значения показателей, характеризующих деятельность банка, снижаются. В 2007
году возросли значения только суммы скорректированных активов, реального
основного капитала и вкладов клиентов. Показатели, характеризующие прибыль
банка, значительно снизились за анализируемый период, многие значения достигли
отрицательных величин.
Таблица 2.3
Основные показатели, характеризующие
деятельность банка «Хоум Кредит энд Финанс банк»
Чистая
операционная прибыль до формирования резервов
15,31
30,09
(50,58)
96,54%
-268,10%
-430,37%
Резервы
под возможные потери по ссудам
611,64
(8,58)
(263,70)
-101,40%
2973,43%
-143,11%
Чистая
операционная прибыль после формирования резервов
(13,32)
45,34
2,26
-440,39%
-95,02%
-116,97%
Прибыль
до налогообложения
7,40
78,56
(17,80)
961,62%
-122,66%
-340,54%
Чистая
прибыль
(10,68)
94,54
(24,46)
-985,21%
-125,87%
129,03%
Ввиду сложившейся ситуации можно сделать
вывод о том, что темпы роста основных показателей деятельности банка являются
неудовлетворительными, для повышения эффективности деятельности руководству
банка необходимо находить выход из сложившейся ситуации. Наилучшим решением в
этом случае является внедрение новой перспективной услуги, которая привлечет
новых клиентов. Кроме того, маркетинговые исследования показывают, что
внедрение новой услуги, которая привлекает дополнительных клиентов, в
большинстве случаев стимулирует сбыт «старых» услуг. Это связано с психологией
клиента, его желанием получить все необходимое в одном месте.
Анализ динамики валюты баланса, структуры
активов и пассивов организации позволяет сделать ряд важных выводов,
необходимых как для осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности,
так и для принятия управленческих решений на перспективу.
В общих чертах признаками «хорошего»
баланса являются:
- увеличение валюты баланса в конце
отчетного периода по сравнению с началом;
- превышение собственного капитала
организации над заемным и превышение темпов его роста темпов роста заемного
капитала;
- одинаковое соотношение темпов прироста
дебиторской и кредиторской задолженности.
В условиях массовой неплатежеспособности и
применения ко многим предприятиям процедур банкротства (признания несостоятельности)
объективная и точная оценка финансово-экономического состояния приобретает
первостепенное значение. Главным критерием такой оценки являются показатели
платежеспособности и степень ликвидности предприятия.
Анализ финансовых показателей банка «Хоум Кредит
энд Финанс банк» проведем в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ финансовых показателей ООО «Хоум
Кредит энд Финанс банк»
Темпы
роста
2005
2006
2007
2006
/ 2005
2007
/ 2006
2007
/ 2005
1
2
3
4
5
6
7
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ,
%
Анализ
процентной маржи
Чистый
процентный доход (налогооблагаемый эквивалент)/средняя величина доходных
активов
8,84
6,67
5,83
-24,55%
-12,59%
-34,05%
Чистый
процентный спред
8,54
6,34
6,29
-25,76%
-0,79%
-26,35%
Процентный
доход (налогооблагаемый эквивалент)/средняя величина доходных активов
12,31
10,09
9,21
-18,03%
-8,72%
-25,18%
Процентный
доход по ссудам/средний остаток ссудной задолженности
14,58
11,59
10,94
-20,51%
-5,61%
-24,97%
Процентные
расходы/средняя величина процентных обязательств
3,76
3,74
2,92
-0,53%
-21,93%
-22,34%
Процентные
расходы по депозитам /сред. остаток депозитов
Анализ
доходов
Чистый
процентный доход/сумма доходов
62,62
54,40
72,25
-13,13%
32,81%
15,38%
Комиссионный
доход/сумма доходов
17,12
9,07
15,95
-47,02%
75,85%
-6,83%
Доход
от спекулятивных операций /сумма доходов
34,21
33,81
7,25
-1,17%
-78,56%
-78,81%
Непроцентный
доход/сумма доходов
37,38
45,60
27,75
21,99%
-39,14%
-25,76%
Расходы
на содержание персонала/сумма доходов
17,25
19,36
33,23
12,23%
71,64%
92,64%
Непроцентные
расходы/сумма доходов
39,92
37,79
59,19
-5,34%
56,63%
48,27%
Непроцентные
расходы/сумма доходов минус доход от роста стоимости вложений
39,92
37,79
59,19
-5,34%
56,63%
48,27%
Расходы
за вычетом амортизации нематериальных активов /сумма доходов
38,33
36,71
58,98
-4,23%
60,66%
53,87%
Расходы
за вычетом всех амортизационных отчислений /сумма доходов
32,13
31,74
50,72
-1,21%
59,80%
57,86%
Чистый
операционный доход до формирования резервов/ сумма доходов
60,08
62,21
40,81
3,55%
-34,40%
-32,07%
Чистый
операционный доход после формирования резервов/ сумма доходов
43,09
49,85
67,66
15,69%
35,73%
57,02%
Вновь
сформированные резервы под возможные потери по ссудам/ сумма доходов
16,98
12,36
(26,85)
-27,21%
-317,23%
-258,13%
Чистая
прибыль разового и нерегулярного характера/сумма доходов
0,77
12,49
0,36
1522,08%
-97,12%
-53,25%
Прибыль
до налогообложения/сумма доходов
43,87
62,34
68,02
42,10%
9,11%
55,05%
Чистая
прибыль/сумма доходов
33,01
51,12
51,25
54,86%
0,25%
55,26%
Налоги/прибыль
до налогообложения
24,74
18,00
24,66
-27,24%
37,00%
-0,32%
Прочие
доходы
Чистая
прибыль до выплат миноритарным акционерам/сред. скорректированные активы