Анализ финансовой отчетности банка
Анализ финансовой отчетности банка
Содержание
Введение
Аналитическая
работа в банке
1. Назначение и содержание аналитической работы в банке
2. Состав и анализ финансовой отчетности банка
3. Анализ банковского баланса
4. SWOT
– анализ
5. Факторный анализ прибыли
Анализ
доходов, расходов
Трендовый
анализ доходов
Налогообложение
в банке
1. Налог на прибыль банка
2. Платежи банка в местный бюджет
3. Финансовые взаимоотношения банка с внебюджетными
фондами
4. Особенности налогооблагаемой базы при налогообложении
прибыли
5. Особенности налогооблагаемой базы при налогообложении
имущества
Оценка
предприятия как потенциального клиента
Платежный
баланс (календарь банка)
Контент-анализ
Заключение
Список
использованной литературы
Аналитическая практика
была пройдена в дополнительном офисе № 8228 ОАО АКБ "РОСБАНК".
Целью практики являлось
закрепление полученных теоретических знаний и приобретение практических навыков
работы в области анализа, финансов и налогообложения.
Поставлены следующие
задачи:
·
Ознакомление с финансовой
структурой банка;
·
Изучение учетной
политики банка и ее влияние на конечный финансовый результат;
·
Изучение
законодательной и нормативной документацией, регламентирующей деятельность
банка;
·
Сбор фактического
материала, выполнение необходимых расчетов, анализ финансовых и нефинансовых
показателей, оценка работы банка на основе проведенных исследований и расчетов;
·
Написание и
предоставление отчета о прохождении практики.
Отчет содержит общую
характеристику финансовой структуры банка, экономический анализ деятельности,
финансы и налогообложение.
Я попыталась как можно
более полно отразить все обозначенные вопросы с учетом коммерческой тайны и
недопущения ко многим сторонам деятельности Банка, сделать выводы.
Аналитическая работа
банка способствует эффективной его деятельности. Она должна вестись на регулярной
основе и быть правильно организована. Специалистами банка анализируются
внутренние и внешние факторы для принятия профессиональных, обоснованных
управленческих решений. Во внимание принимаются и внутренние тенденции,
процессы, факты, и разносторонние факторы страны и мира.
Экономический анализ деятельности коммерческого банка
представляет собой систему специальных знаний, связанных с изучением
финансово-экономических результатов деятельности банка, выявлением факторов,
тенденции и пропорции хозяйственных процессов, обоснованием направлений
развития банка. Объектом анализа выступает коммерческая деятельность банка.
Любой банк, анализируя деятельность
старается выявить оптимальную структуру свих активных и пассивных операций,
максимизируя прибыль. Возможности и потребности рынка должны быть
сбалансированы. С этой целью банк разрабатывает схему поведения на рынке,
обосновывает свои программы. Анализ этих возможностей проводится с точки зрения
исследования внешних и внутренних условий деятельности банка. Внешние условия,
в которых функционирует банк, в большей степени зависят от экономической
политики государства в целом, от решений Центрального Банка России. Анализ
внутренних условий деятельности банка заключается в оценке его положения на
рынке банковских услуг, поведения, наличия высокого технического уровня,
анализе профессионального кадрового состава, привлечения потенциально
непроблематичных клиентов и т.д.
Для любого анализа
необходима достоверная информация, которая поступает за счет внутренних и
внешних источников.
Система внешней
информации предназначена для снабжения руководства банка необходимыми
сведениями о состоянии среды, в которой действует банк. Сбор внешней информации
предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах
и т.д.). Основную внешнюю информацию можно получить из следующих источников:
газет; журналов; телевидения; радио; публикуемых годовых отчетов;
производственной статистики; статистики потребления; личных контактов с
клиентурой; обмена информации со служащими других банков.
Система внутренней
информации характеризует банк с точки зрения внутреннего состояния его дел. Она
возникает в результате деятельности самого банка и должна быть направлена на
полное отражение текущей деловой информации, а также выдачу оперативных
сведений.
К источникам внутренней
информации можно отнести: статистическую отчетность; бухгалтерскую отчетность;
оценочные расчеты по кредитованию; отчеты отраслевых (региональных)
управляющих; результаты внутренних исследований; акты ревизий и проверок;
справки различного рода (например, о временном использовании изъятых из
обращения ценностей и др.). Отлаженная система внутренней отчетности позволяет
руководству банка в любой момент получить необходимую информацию о деятельности
банка. Такой подход дает возможность накапливать и систематизировать данные о
работе банка за определенный период времени.
Аналитическая работа
банка идет по следующим направлениям:
- анализ банковского
баланса и других форм отчетности;
- анализ состояния учета
и отчетности;
- анализ состояния
договоров, а также учредительных документов.
Под отчетностью банков
понимается предусмотренная законодательством РФ и нормативными актами Банка
России форма получения информации о деятельности банков, т.е. представление
банками и получение Банком России указанной информации в виде официально
утвержденных отчетных документов (форм отчетности), подписанных лицами,
ответственными за достоверность содержащихся в таких документах сведений.
Банковская отчетность
группируется на основе различных признаков. Так, по признаку срочности
(периодичности представления) она делится на: оперативную (ежедневную,
пятидневную, ежедекадную), ежемесячную, ежеквартальную, годовую, разовую
(ответы на запросы учреждений Центрального банка, иная требуемая информация, не
являющаяся отчетностью). В соответствии с другим признаком отчетность
подразделяется на: статистическую и бухгалтерскую (финансовую).
В повседневной
практической работе банков все виды бухгалтерской отчетности по признаку
срочности укрупнено подразделяются на текущую и годовую отчетность.
Формы текущей отчетности,
которые банки должны представлять в учреждения Банка России и в налоговые органы:
Ежемесячная отчетность:
- оборотная ведомость по
счетам бухгалтерского учета банка (бухгалтерский баланс);
- расшифровки отдельных
балансовых счетов;
- таблица корректировок;
- данные о крупных
кредитах;
- сведения об активах и
пассивах по срокам востребования и погашения;
- данные о
средневзвешенных процентных ставках по выданным банком кредитам, по
привлеченным депозитам и вкладам, по выпущенным банком рублевым депозитным и
сберегательным сертификатам и облигациям, по выпущенным и учтенным банком векселям
;
- аналитические данные о
состоянии кредитного портфеля (по крупным кредитам);
- расчет резерва на
возможные потери по ссудам;
- расчет собственного
капитала;
- расшифровки отдельных
балансовых счетов для расчета обязательных нормативов и их значения;
- сводная справка о
выполнении обязательных нормативов Н6, Н8, Н10
- расчет регулирования
размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральный банк;
- сводный отчет о размере
рыночного риска;
- отчет о кассовых
оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций;
- отчет об иностранных
операциях;
- сведения о
межбанковских кредитах и депозитах;
- отчет о движении
наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- сведения об открытых
корреспондентских счетах и остатках средств на них;
- отчет об операциях по
импортным и экспортным контрактам;
- отчет об операциях
ввоза и вывоза рублей;
- отчет о движении
активов и пассивов банка в драгоценных металлах;
- сведения о величине
кредитного риска по срочным сделкам и др.
Ежеквартальная
отчетность:
- отчет о прибылях и
убытках;
- расшифровки отдельных
символов отчета о прибылях и убытках;
- данные об использовании
прибыли и фондов, созданных из прибыли;
- сведения об иностранных
инвестициях в уставном капитале банка;
- информация о
проведенных проверках соблюдения предприятиями порядка работы с денежной
наличностью;
- сведения о деятельности
банка в части расчетов с использованием банковских и платежных карт;
- структура платежей
банка;
- сведения о клиентской
сети банка;
- сведения о кредитах и
задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов, и размере
привлеченных депозитов;
- отчет о некоторых видах
валютных операций;
- депозитарный отчет;
- консолидированная
отчетность, которая включает отчет о составе участников консолидированной
группы, консолидированный балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, отчет
об открытых валютных позициях на основе консолидированной отчетности, расчет
обязательных нормативов на основе консолидированной отчетности;
- отчет о привлечении и
погашении кредитов на основании разрешений Банка России;
- информация банка –
эмитента ценных бумаг;
- сведения о дочерних и
зависимых кредитных организациях на территории РФ и за рубежом.
Баланс
РОСБАНКа строится по
унифицированной схеме в соответствии с Положением
Центрального банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"
от 5.12.2002 года № 205-П (с изменениями).
Счета баланса
подразделяются на: балансовые (активные и пассивные) и внебалансовые. Пассивные
счета отражают собственные и привлеченные ресурсы, а активные счета учитывают –
использование этих средств. Внебалансовые счета используются для учета
ценностей и документов, не влияющих на актив или пассив баланса и поступающих
на хранение, инкассо или комиссию, а также для учета бланков строгой отчетности,
бланков акций, других документов и ценностей. Отражение операций в балансе
производится в зависимости от содержания операции, а не от вида валюты - все
операции в иностранной валюте отражаются только в рублях.
При построении баланса применяется принцип группировки статей
по экономически однородным признакам, а в тенденции прослеживается понижающая
ликвидность по активу и уменьшающаяся степень востребования средств по пассиву.
Проведем вертикальный и
горизонтальный анализ статей бухгалтерского баланса
Вертикальный анализ – это
представление уплотненного аналитического баланса в виде относительных величин,
характеризующих доли отдельных статей баланса в валюте баланса. Процедура
вертикального анализа заканчивается формулировкой выводов относительно роли
хозяйственных средств и их источников в имущественном положении организации.
Горизонтальный анализ – это сравнение каждой статьи отчетности с прошлым
периодом, что позволяет выявить тенденции изменения статей и определить темп
роста (прироста) показателей. Процедура горизонтального анализа заканчивается
формулировкой выводов относительно темпов роста показателей хозяйственных
средств и их источников.
Горизонтальный анализ
бухгалтерского баланса ОАО АКБ "РОСБАНК" представлен в Приложении 1.
Сравниваются данные на 01
октября 2006 года и соответствующую дату предыдущего года. Из расчетов видно,
что прирост активов составил 25,2 %. Это произошло за счет значительного
увеличения таких составляющих активов как чистые вложения в ценные бумаги,
имеющиеся в наличии для продажи, и основные средства, НМА и материальные запасы
(прирост составляет 103,8 и 258,2 % соответственно). Значительному росту
подверглись и такие статьи баланса как денежные средства и средства кредитных
организаций в Центральном Банке РФ (37,2 и 53,6 % соответственно). Снижение
размера активов наблюдается за счет сокращения средств в кредитных организациях
и прочих активов (-40,1 и -50,4 % соответственно). Заметен и рост чистой
ссудной задолженности – увеличение составляет 25,1 %. Таким образом, политика
банка направлена на размещение своих средств в форме кредитов, активизации
банка на рынке ценных бумаг и вложении средств в основные средства.
Обязательства Банка
возросли на 20,46 %. При этом весьма весомое увеличение произошло по резервам
на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным
потерям и по операциям с резидентами оффшорных зон, которое составило 456,1 %.
Увеличилась и потребность в средствах кредитных организаций, прирост которых за
рассматриваемый период составил 78,6 %. Возросли и средства клиентов, не
являющихся кредитными организациями на 19,7 %, что говорит о грамотной
депозитной политике Банка.
Внебалансовые
обязательства в целом увеличились на 74,2 %
Вертикальный анализ
бухгалтерского баланса ОАО АКБ "РОСБАНК" (см. Приложение).
В структуре активов
наибольшую долю занимает чистая ссудная задолженность (76,38 %), что говорит о
грамотной кредитной политике Банка. Относительно значительна доля средств в
Центральном Банке РФ за счет обязательных резервов. Заметно сокращение доли
средств в кредитных организациях с 4,44 до 2,13 %. Банк стал меньшее количество
средств предоставлять кредитным учреждениям, направляя их на кредитование.
Более чем в 1,5 раза увеличилась доля чистых вложений в ценные бумаги,
имеющиеся в наличии для продажи (с 3,78 до 6,25 %).
Среди пассивов наибольшую
долю занимают средства клиентов (некредитных организаций) – 74 %. Замечено
незначительное снижение доли этой статьи по сравнению с предыдущим периодом. Этот
факт можно отнести к грамотной депозитной политике Банка. В большем объеме банк
стал прибегать к средствам, предоставляемым кредитными организациями. Прирост
доли в общем объеме обязательств составил 1,95 %. Доля выпущенных долговых
обязательств сократилась с 8,86 до 7,17 %. Значительно возросли и резервы на
возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим
возможным потерям и по операциям с резидентами оффшорных зон (они возросли в 4,2раза).
4. SWOT – анализ
Одним
из основных инструментов регулярного стратегического управления, который
выбирают многие компании, является матрица "качественного"
стратегического анализа. Ее еще называют матрицей SWOT (аббревиатура начальных
букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities -
возможности; Threats - угрозы). На основании последовательного рассмотрения
этих факторов принимаются решения по корректировке целей и стратегий
предприятия, которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации
деятельности.
Эта
матрица предоставляет руководителям компании структурированное информационное
поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.
Самое привлекательное в этом методе то, что информационное поле формируется
непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными
сотрудниками компании на основании обобщения и согласования собственного опыта
и видения ситуации.
Основное назначение SWOT-
анализа - изучение сильных и слабых сторон в деятельности организации с целью
приспособления к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.
С позиции современной
теории управления состояние организации зависит от того, насколько успешно она
реагирует на различные по своей природе воздействия извне. Анализируя
сложившуюся ситуацию, важно выделить наиболее существенные в конкретных
обстоятельствах факторы, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать
имеющиеся проблемы. При этом необходимо установить, являются ли эти факторы
внутренними или внешними по отношению к данной организации, поскольку
возможности воздействия на них различны.
SWOT - анализ является
одним из наиболее распространенных в управленческой практике методов, который
связывает внешние и внутренние факторы, определяющие развитие организации.
Таблица 1 Матрица SWOT для ОАО АКБ "РОСБАНК":
Слабые стороны:
1. разросшийся управленческий аппарат;
2. высокая текучесть кадров (особенно в филиалах и
операционных отделах);
3. относительно невысокая зарплата работников;
4. отсутствие эффективного механизма подбора кадров;
5. несовершенная система стимулирования и мотивации
персонала;
6. несовершенная система управления;
7. неотработанная система сбора, анализа и обработки
информации для принятия управленческих решений;
8. отсутствие эффективной маркетинговой стратегии и
способов продвижения на рынок банковских продуктов и услуг;
9. несовершенная автоматизированная система обработки,
поиска и использования информации (большое количество информации хранится на
бумажных носителях);
10. отсутствие инновационных разработок банковских
продуктов и услуг;
11. недостаточная гибкость реагирования на изменения.
|
Угрозы:
1. нестабильная экономическая и политическая ситуация в
регионе;
2. постоянно изменяющееся банковское законодательство;
3. наличие сильных конкурентов;
4. высокий уровень зарплаты и стимулирования кадров у конкурентов;
5. выгодные предложения для клиентов со стороны
конкурентов;
6. гибкость реагирования на изменения;
7. наличие маркетинговых стратегий у конкурентов;
8. изучение существующих и дополнительных потребностей
клиентов конкурентами.
|
После того, как составлен
конкретный список сильных и слабых сторон организации, а также угроз и
возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для этого
необходимо проанализировать и сопоставить все факторы, представленные в
матрице, в следующих комбинациях для разработки стратегии поведения организации
и определения целей в области управления качеством:
1. Сильные стороны –
возможности. Следует
разработать стратегию по использования сильных сторон организации для того,
чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде:
1) уделять особое
внимание развитию новых банковских продуктов и услуг для завоевания новых
клиентов и укрепления положения на рынке;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|