МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации

    В теории высказываются различные точки зрения относительно необходимости резервных требований. Регулирование нормы резервов оказывает мощное мультиплицирующее воздействие на денежное предложение, с одной стороны, и на ликвидность банков, с другой. Этим объясняется достаточно редкое использование данного инструмента. В настоящее время Банк России также принял на себя обязательства не пересматривать норму резервов слишком часто и установил норму резервов на уровне 10% по всем депозитам юридических лиц и депозитам в иностранной валюте физических лиц. По депозитам физических лиц в рублях установлена норма, равная 7%.

    Депозитные операции представляют собой привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты Банка России. Депозитные операции относятся к так называемым окнам постоянного доступа или операциям постоянного действия. В принципе, под постоянно действующими операциями следует понимать совокупность краткосрочных операций центрального банка по предоставлению либо стерилизации ликвидности на денежном рынке, проводимых по инициативе банков. Операции рефинансирования проводятся для предоставления ликвидности. Депозитные операции предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся двумя способами: на фиксированных условиях либо на условиях аукциона. Банк России фиксирует минимальную сумму, срок депозита и процентную ставку. Такие депозитные операции осуществляются по системе Рейтерс-дилинг. Депозитные аукционы проводятся как процентный конкурс договоров-заявок банков с назначением Банком России максимальной начальной процентной ставки. Депозитные сделки заключаются только с банками-резидентами в рублях.

    Увеличение объема привлекаемых депозитов в отличие, например, от продажи бумаг открытого рынка или операций обратного РЕПО не уменьшает денежную базу. Такие операции оказывают воздействие тем, что «связывают» избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы. Считается, что депозиты привлекательны исключительно для банков, не имеющих других вариантов управления свободными резервами. Кроме того, многие банки предпочитают низкодоходные депозиты в центральном банке более доходным, но и более рискованным финансовым инструментам. Процентная ставка по депозитам формирует нижнюю границу ставок денежного рынка и является минимальной ставкой в системе официальных процентных ставок центрального банка.

    Депозитные операции как инструмент денежно-кредитной политики обладают тем же недостатком, что и политика рефинансирования — не вполне прямое воздействие на денежную сферу. Чтобы увеличить объем депозитов, необходимо повышать процентные ставки. При этом принятие решения об использовании избыточных резервов остается за банками. Если же депозитные ставки окажутся выше рыночных, то банки будут рассматривать депозиты как альтернативу другим операциям, что приведет к свертыванию финансовых рынков. Поэтому использование депозитных операций является вынужденной мерой в силу ограниченности возможностей Банка России на открытом рынке.

    Центральные банки располагают и другими инструментами денежно-кредитной политики. В частности, Банк России имеет право устанавливать прямые количественные ограничения, которые в западной практике называются селективным контролем. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

    Центральные банки обладают довольно разнообразными инструментами, с большей или меньшей степенью эффективности позволяющими проводить денежно-кредитную политику, воздействуя на денежную сферу экономики.


    2. Анализ и оценка деятельности Центрального Банка России


    2.1 История создания и статус Банка России


    В первой половине 1990 г. был создан Государственный банк РСФСР, а в конце года принят Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), согласно которому он стал главным Банком РСФСР, подотчетным Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции Банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. Тогда же (в декабре 1990 г.) были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Предполагалось создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы, в которую входили бы Госбанк СССР и учреждаемые в это время на базе республиканских контор банка национальные банки [9, с.225].

    В ноябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк единственным на территории страны органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. ЦБ РФ предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. Государственный банк СССР был упразднен 20 декабря 1991 г., и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РФ переданы Центральному банку РФ (Банку России). Когда создание Центрального банка стало очевидным, возникла дискуссия по поводу того, кто должен его контролировать. Известны три варианта контроля исходя из формы собственности на капитал центрального банка. Контроль может быть:

    государственным, если капитал банка принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции);

    акционерным, если капитал центрального банка принадлежит коммерческим банкам (Федеральная резервная система США);

    смешанным, если сложилась акционерная форма капитала с участием государства (Национальный банк Австрии, Банк Швейцарии).

    В Российской Федерации имущество Банка России является федеральной собственностью. Банк России владеет, пользуется и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов.

    Особенность организационно-правовой формы Банка России связана с двойственной природой, присущей всем центральным банкам. Он одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка — субъекта коммерческой деятельности. Более того, проведение политики связано с совершением сделок на финансовых рынках. При этом Центральный банк располагает большими, в определенном смысле неограниченными возможностями коммерческой деятельности и получения прибыли, прежде всего, потому, что является монополистом в эмиссионной сфере. Чтобы контролировать действия банка в интересах общества, государство как собственник ограничивает его права владения, пользования и распоряжения имуществом целями деятельности, к которым относятся защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В Законе специально подчеркивается, что прибыль не является целью Банка России. После утверждения годовой финансовой отчетности Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли, остающейся после уплаты налогов.

    На практике довольно сложно отделить операции центрального банка, проводимые с целью максимизации прибыли, от операций с целью финансовой стабилизации. Например, спекулятивные операции с бумагами открытого рынка можно представить как защитные операции с целью корректировки сезонных колебаний ликвидности банковской системы. Поэтому вопросы контроля остаются камнем преткновения различных интересов.

    Общая характеристика института центрального банка экономистами сводится к тому, что это независимый государственный орган. Иными словами, центральный банк — это государственный орган, структура которого обособляется от остальных государственных органов, и, следовательно, у него есть возможность использовать собственную власть независимо от других государственных органов [9, с.237].

    Считается, что независимость центрального банка является гарантией эффективности денежной политики, направленной на стабилизацию цен и покупательной способности национальной денежной единицы. Чтобы бороться с инфляцией, центральный банк должен завоевать доверие общества и иметь репутацию органа, строго выполняющего свои обязательства. У центрального банка должна быть возможность давать обещания независимо от правительства. Правительства, как правило, озабочены экономическим ростом. Поэтому, если центральный банк является агентом правительства или находится под его давлением, то денежно-кредитная политика будет направлена на увеличение объемов производства и инфляцию. Как показали эмпирические исследования, в развитых странах действительно существует высокая корреляция между темпами инфляции и степенью независимости центрального банка.

    Не следует понимать независимость центрального банка в абсолютном смысле. Даже при полной формальной независимости всегда существует политическое давление на управляющего, и не всегда удается такому давлению противостоять. С другой стороны, вопрос о независимости — это вопрос координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если бы правительство и центральный банк ставили одни и те же цели и если бы эти цели были тем, что действительно необходимо экономике, то согласованность была бы предпочтительнее независимости.

    К основным принципам или критериям независимости центрального банка можно отнести следующие:

    назначение руководства, председателя или управляющего центрального банка. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы центрального банка. Например, возможны такие варианты. Управляющего назначают: а) правление банка; б) законодательная власть, парламент; в) исполнительная и законодательная власть совместно; г) коллективная исполнительная власть (правительство); д) один — два представителя исполнительной власти (председатель правительства и/или министр финансов). Нетрудно заметить, что возможные варианты перечислены в порядке убывания независимости центрального банка;

    срок пребывания в должности управляющего и членов правления. Чем дольше срок, тем более независим управляющий центральным банком. Председатель ЦБР назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Для сравнения: председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются президентом с одобрения Конгресса на 14 лет;

    взаимоотношения между центральным банком и правительством, законодательная ответственность центрального банка. Независимость центрального банка определяется возможностью правительства, министра финансов участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность банка регулируется законом. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ не входят в состав совета директоров Банка России и участвуют в заседаниях совета с правом совещательного голоса. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ», другими федеральными законами. Банк России подотчетен Государственной Думе;

    процедура формирования денежно-кредитной политики. Независимость центрального банка определяется тем, кто формирует политику, кому принадлежит последнее слово. ЦБР разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством РФ и публикует совместное заявление после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой (в этом, в частности, проявляется относительный характер его независимости);

    цели политики, установленные Законом. Чем больше целей с потенциально конфликтной направленностью указано в законах, регулирующих деятельность центрального банка, тем менее независим центральный банк;

    прямые указания органов государственной власти. Речь идет, прежде всего, о том, имеют ли право исполнительные или законодательные органы власти контролировать бюджет центрального банка. До принятия в июле 2002 г. новой редакции Закона «О Центральном банке РФ» ни правительство, ни Федеральное собрание не контролировали объем текущих расходов, капитальных вложений и распределение прибыли, остающейся в распоряжении Банка России после перечисления 50% в федеральный бюджет. Главный орган управления — совет директоров — самостоятельно определял объем и смету расходов на текущий год. С принятием поправок объем административно-хозяйственных расходов, капитальных вложений, порядок формирования резервных фондов и распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России, утверждается Национальным банковским советом;

    ограничение на предоставление кредитов правительству. Чем более ограничено прямое кредитование правительства центральным банком, тем более он независим. В РФ закон запрещает прямое кредитование правительства для финансирования дефицита государственного бюджета, а также покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении за исключением случаев, когда это предусматривается законом о госбюджете.

    Первые пять критериев можно трактовать как показатели политической независимости центрального банка. Последние два характеризуют экономическую независимость. Не все центральные банки обладают одновременно и политической, и экономической независимостью. Например, как показали исследования, только центральные банки Канады, Нидерландов, Швейцарии, США и Германии обладают и политической, и экономической независимостью. В то же время банки Греции, Португалии и Испании полностью политически и экономически зависят от своих правительств. Центральные банки Франции, Англии и Японии зависят от правительств либо политически, либо экономически и не могут быть отнесены к полностью независимым центральным банкам. Экономисты считают, что экономическая и политическая независимость имеет один и тот же результат — сдерживает инфляцию [14, с.167].

    С самого начала планировалось, что Банк России будет независимым государственным органом в проведении денежно-кредитной политики. Именно в таком контексте можно трактовать ст. 75 Конституции РФ. В ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится о том, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других органов государственной власти. Многие властные полномочия были переданы Национальному банковскому совету [4].

    Организационная структура Банка России. В настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления представлена на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Организационная структура Банка России


    Структура Банка России включает: Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров, центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), другие организации, включая вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения.

    Как уже отмечалось, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил современную структуру управления ЦБР. Раньше высшим органом управления ЦБР был совет директоров, а Национальный банковский совет выполнял консультативные и экспертные функции. Теперь Национальный банковский совет становится органом управления ЦБР, при этом подчеркивается его значение как коллегиального органа. В компетенцию Национального банковского совета входят: а) утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов (в том числе расходов на содержание служащих и социальное страхование) и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР, порядка формирования провизий и распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБР; б) решение вопросов, связанных с участием ЦБР в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора ЦБР, определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности ЦБР; в) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности банка и его структурных подразделений; г) рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности банка и т. п. [4]

    Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, назначаемых на четыре года, из которых двое направляются Советом Федерации, трое — Государственной Думой, трое — Президентом, трое — Правительством. В состав совета входит также председатель Банка России.

    Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России (БР) более трех сроков подряд. Председатель является высшим должностным лицом Банка России и несет всю полноту ответственности за его деятельность.

    Закон ограничивает компетенцию совета директоров в сфере административно-хозяйственного управления, оставляя за ним полномочия в решении вопросов, которые относятся к функциям центрального банка как органа контроля над денежным обращением и гаранта стабильности финансовой системы. Совет директоров разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений денежно-кредитной политики. К его полномочиям относится принятие решений: а) об определении лимитов операций на открытом рынке; б) об изменении процентных ставок БР; в) о величине резервных требований; г) о применении прямых количественных ограничений; д) об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; е) о порядке формирования резервов кредитными организациями. Наряду с вышеназванными совет директоров решает и другие вопросы, которые имеют важное значение, как для самого Банка России, так и для банковской системы в целом.

    Центральный аппарат включает 22 департамента, каждый из которых является функциональным подразделением по основным направлениям деятельности. Численность сотрудников центрального аппарата составляет более 2,5 тыс. чел. Именно они анализируют экономические события, состояние банковского сектора, прогнозируют влияние возможных изменений в денежно-кредитной политике, несут ответственность по выполнению решений совета директоров и председателя Банка России.

    К территориальным учреждениям Банка России относятся 60 главных управлений (ГУ) и 19 национальных банков. Это обособленные подразделения, которые осуществляют часть функций ЦБР на территории субъектов Федерации. Территориальные учреждения организуют денежное обращение, надзор и контроль, проводят экономический анализ [14, с.176].

    В состав территориальных учреждений входят РКЦ. Они проводят межбанковские платежи и расчеты, осуществляют кассовое обслуживание банков и расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджетов всех уровней и органов федерального казначейства Минфина, государственных внебюджетных фондов, а также некоторых иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Взаимоотношения РКЦ с клиентами строятся на договорной основе. Головные расчетно-кассовые центры выполняют, кроме названных, некоторые дополнительные операции, например, проводят расчеты по итогам операций на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ).

    Полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ и иных органов безопасности. Как и территориальные учреждения, они не являются юридическими лицами, но в отличие от последних являются воинскими учреждениями, комплектуются военнослужащими и утверждаются совместным решением Банка России и Министерства обороны. Их функции ограничены расчетно-кассовым обслуживанием и некоторыми другими банковскими операциями.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.