МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Пути совершенствования учета и управления товарно-материальных запасов на предприятии в Казахстане

    Первичные документы по движению запасов должны тщательно оформляться, обязательно содержать все необходимые реквизиты. В соответствии с СБУ 24 «Организация бухгалтерской службы» от 31.12.1997 г. № 455 (с изменениями от 11.03.2003 г. № 101) формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В настоящее время действуют типовые формы первичных документов, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19.03.2004 г. № 128.

    Товарно-материальные запасы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих запасы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, от собственного производства. Для выполнения работ, оказания услуг или производства продукции предприятия определяют потребность в товарно-материальных ресурсах и приобретают их или производят. На поставку необходимых запасов предприятие заключает договоры с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам.

    Контроль над выполнением заключенных договоров поставки, за своевременностью поступления и оприходования товарно-материальных запасов осуществляется в крупных предприятиях отделом снабжения (маркетинга), в предприятиях среднего и малого бизнеса - менеджером по снабжению (маркетингу). Уполномоченные лица ведут оперативный учет выполнения договоров поставки: выполнение условий договора по ассортименту запасов, их количеству, цене, срокам отгрузки и прочее. Бухгалтер предприятия осуществляет контроль над организацией данного оперативного учета.

    С товарно-материальными запасами поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, квитанции к железнодорожной накладной, сертификаты, спецификации, качественные удостоверения и другое, которые поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления. Затем транспортные документы передают ответственному исполнителю по снабжению для получения и доставки запасов.

    Со станции железной дороги, пристани или аэропорта, а также от местных поставщиков ценности получает экспедитор предприятия. Для этого экспедитор получает в бухгалтерии предприятия доверенность заполненную учетным работником.

    Доверенностью признается письменное уполномочие одного лица (доверителя) для представительства от его имени, выдаваемое им другому лицу (поверенному) (ст. 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Предприятия могут использовать следующие формы, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 19 марта 2004 г. № 128 «Об утверждении типовых форм первичных документов»:

    а) типовая форма № ТМЗ-1 с корешком, на котором производятся записи по выдаче и использованию доверенности с соответствующими реквизитами;

    б) типовая форма № ТМЗ-1а, которая предусматривает ведение заранее пронумерованного и прошнурованного журнала учета выданных доверенностей (типовая форма № ТМЗ-2). Журнал учета выданных доверенностей хранится у лица, ответственного за выдачу и регистрацию доверенностей.

    Доверенность должна быть заполнена в соответствии с методическими рекомендациями от 16.03.1998 г. № 46 «О порядке выдачи доверенности на получение товарно-материальных запасов и отпуска их по доверенности». В соответствии с данным документом минимальными требованиями к реквизитам доверенности являются: срок действия; наименование и почтовый адрес потребителя; наименование и почтовый адрес плательщика (если потребитель и плательщик являются одним лицом, то по строке «Наименование плательщика» пишется «Он же»); расчетный счет; наименование банка плательщика; номер доверенности; дата выдачи; фамилия, имя и отчество поверенного; данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность поверенного; наименование поставщика; номер и дата накладной (другого заменяющего документа). Доверенность подписывается руководителем и главным бухгалтером (или лицом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета) и заверяется печатью.

    При выдаче доверенности следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению товарно-материальных запасов записывается на оборотной стороне доверенности тогда, когда в документе на отпуск (контракте и т.п.) не приведены наименования и количество товарно-материальных запасов, подлежащих получению.

    Поверенное лицо на следующий день после каждого получения товарно-материальных ценностей независимо от того, получены ли они по доверенности полностью или частями, представляет в бухгалтерию (или лицу, осуществляющему ведение бухгалтерского учета) доверителя документы о выполнении поручений и о сдаче товарно-материальных ценностей на склад или соответствующему материально-ответственному лицу.

    Поверенному лицу, которое не отчиталось в использовании доверенности по истечении срока, новые доверенности не выдаются. Срок действия выдаваемой доверенности устанавливается субъектом.

    Неиспользованные доверенности возвращаются доверителю на следующий день по истечении срока доверенности. При возвращении неиспользованной доверенности в журнале учета выданных доверенностей или в корешке доверенности производится отметка «не использована» и хранится до конца отчетного периода у лица, ответственного за их выдачу и регистрацию. По окончании отчетного периода неиспользованные доверенности аннулируются.

    Доверенность, независимо от срока действия, передается отправителю при первом отпуске товарно-материальных запасов. Поверенный вместе с доверенностью предъявляет и указанный в доверенности документ, удостоверяющий личность.

    По окончании отпуска товарно-материальных запасов доверенность сдается в бухгалтерию (или лицу, осуществляющему ведение бухгалтерского учета) вместе с документами на отпуск последней партии товарно-материальных запасов по доверенности.

    Отпуск товарно-материальных запасов отправителем по доверенности не рекомендуется производить в случаях:

    1) предъявления доверенности с незаполненными реквизитами;

    2) предъявления доверенности с поправками и подчистками;

    3) не предъявления документа, удостоверяющего личность лица, указанного в доверенности;

    4) окончания срока, на который была выдана доверенность;

    5) получения сообщения от субъекта, выдавшего доверенность, об ее аннулировании;

    6) прекращения деятельности (ликвидации, реорганизации) субъекта, от имени которого выдана доверенность, и другие.

    Предприятию рекомендуется определить лиц, которые обеспечивают:

    1) контроль за соблюдением правил, устанавливающих порядок оформления, выдачи и регистрации доверенностей;

    2) инструктаж лиц, которым выдается доверенность, о порядке представления документов (накладных, других заменяющих документов), о выполнении поручений доверителя;

    3) контроль за своевременным представлением соответствующих приходных документов (накладных, других заменяющих документов) в пределах срока действия доверенности;

    4) своевременный контроль за возвратом неиспользованных доверенностей.

    Товарно-материальные ценности экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает кладовщику.

    При отсутствии расхождений поступившие товарно-материальные ценности приходуются на склад путем составления приходного ордера формы № ТМЗ-3. Он применяется для оприходования материалов, поступающих в предприятие от поставщиков или из переработки, и составляется в одном экземпляре материально-ответственным лицом в день поступления запасов на склад.

    Если количество или качество прибывших материальных ценностей не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия  по  акту  о  приемке  товарно-материальных  ценностей  (формы ТМЗ-4).

    Акт в 2-х экземплярах составляет приемная комиссия с обязательным участием материально-ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Он утверждается руководителем предприятия или другим уполномоченным лицом.

    После приемки товарно-материальных запасов акты с приложением документов (товарно-транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр в бухгалтерию предприятия для учета движения товарно-материальных запасов, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Графа «Номер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхождений при оформлении операций по поступлению товарно-материальных запасов, содержащих драгоценные металлы и камни.

    В случае выявления потерь материальных запасов, находящихся в процессе  заготовления,  хранения или производства, составляется акт формы № ТМЗ-4а. Оформленный документ является основанием для списания с подразделений, ответственных за сохранность товарно-материальных запасов, стоимости этих запасов и возмещения их стоимости за счет виновных лиц. Документ прилагается к акту о приемке товарно-материальных запасов (типовая форма № ТМЗ-4). Заполняется в двух экземплярах и подписывается комиссией и виновными лицами. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию, второй - остается в подразделении.

    Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных запасов (ф. № ТМЗ-4б) (приложение 5) применяется для учета товарно-материальных запасов, подлежащих списанию вследствие допущенной в организации порчи, боя, лома. Составляется и подписывается комиссией в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию и является основанием для списания с материально-ответственных лиц потерь товарно-материальных запасов. Второй экземпляр остается в подразделении. [8]

    Помещения складов должны быть изолированы, оборудованы сигнализацией, необходимым количеством стеллажей, ячеек, поддонов, средствами механизации и весоизмерительными приборами.

    Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик). Его принимают на работу по согласованию с бухгалтером предприятия. По установленной форме с кладовщиком заключают типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности. При отсутствии должности, заведующего склада его обязанности могут быть возложены на любого работника с его согласия с обязательным заключением договора о материальной ответственности.

    Учет движения и остатков материалов кладовщик ведет на карточках учета товарно-материальных запасов типовой формы №ТМЗ-5. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Поэтому складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов в день совершении операции. После каждой записи выводят остаток материальных ценностей. В результате склад предприятия располагает оперативными сведениями о состоянии запасов.

    Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами (приложение 6). Лимитно-заборная карта используется для учета отпуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов для производственных потребностей предприятия (цеха, на объекты, участки) в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем исходя из объемов производственных зданий цехов и с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на месяц, а при небольших объемах списания - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается цеху-потребителю материальных ценностей, второй - складу. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах карты дату и количество отпущенных запасов и выводит остаток лимита по каждому их номенклатурному номеру. В лимитно-заборной карте подразделения расписывается кладовщик, а в карте склада - представитель подразделения-получателя. Все выданные лимитно-заборные карты регистрируются отделом снабжения (маркетинга) в специальном реестре, копия которого направляется в бухгалтерию для контроля за своевременной сдачей карт после использования лимита. При автоматизации учета отпуска запасов лимит рассчитывается одновременно с выпиской лимитно-заборных карт с учетом использования лимитов.

    Бухгалтерия предприятия в установленные сроки осуществляет проверку правильности записи и вывода остатков в карточках на складах. О проведенной сверке бухгалтер ставит свою подпись в графе 9 карточки учета товарно-материальных ценностей.

    Все первичные документы со склада сдают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. Приемку документов, оформляющих движение товарно-материальных запасов, бухгалтер проводит на складе на основании реестра приемки-сдачи документов типовой формы № ТМЗ-6, составленного материально-ответственными лицами в одном экземпляре.

    В конце месяца на склад из бухгалтерии передают ведомость учета остатков товарно-материальных запасов на складе типовой формы № ТМЗ-7, в которую заведующий складом переносит остатки из карточек учета товарно-материальных запасов. После этого ведомость возвращают в бухгалтерию для таксировки и подсчета итогов по учетным группам товарно-материальных запасов и в целом по ведомости. Данные ведомостей сверяют с итоговыми записями в регистрах синтетического учета.

    Таким образом, функции заведующего складом сводятся к выписке приходных складских документов, ведению карточек учета товарно-материальных запасов, участию в составлении реестров приемки-сдачи документов и записи остатков в ведомость учета остатков.

    По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах.

    Бухгалтерия хозяйствующего субъекта осуществляет учет приобретения, наличия и расходования материалов не только в натуральном, но и в денежном выражении. [7]

    Приобретение и заготовление материалов отражается в бухгалтерском учете на основании приходных документов и платежных требований поставщиков по кредиту счета 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на котором осуществляются синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками.

    Со склада в бухгалтерию поступают все приходные и расходные документы. После всесторонней их проверки, прежде всего, производят оценку принятых и отпущенных материалов по учетной цене (таксировка документов). Проверенные документы подвергают раздельной группировке в трех направлениях, отраженных на рисунке 2.



    Документы

     

    Приходные

    Расходные

    1. По складам и материально ответственным лицам

    2. По группам или видам материалов

    3. По поставщикам и другим источникам поступления

    3. По объектам калькуляции и объектам других затрат


    Рисунок 2 - Группировка приходных и расходных документов бухгалтерией предприятия


    Группировка приходных документов по поставщикам в бухгалтерии совмещается с учетом приобретения материалов и расчетов с поставщиками в журнале-ордере № 6 или в заменяющих его компьютерных распечатках.

    Группировка документов по складам и материально-ответственным лицам, а также группам или видам материалов осуществляется составлением накопительных ведомостей, которые ведутся раздельно по приходу и расходу, отдельно для каждого склада. В конце месяца в накопительных ведомостях по приходу и расходу выводят итоги по группам материалов, синтетическим счетам и складу в целом, а в накопительных ведомостях по приходу, кроме того, остаток материалов, переходящий на следующий месяц.

    Накопительные ведомости по приходу и расходу материалов содержат необходимые данные для заполнения ведомости № 20 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)», содержащей два раздела. Данные первого раздела позволяют получать информацию о поступлении материалов на предприятие по фактической себестоимости и учетным ценам, на основе которой определяется сумма и средний процент транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) или отклонений (+, -), а также сумма транспортно-заготовительных расходов (отклонений) на остаток материалов, подлежащая списанию.

    Во втором разделе, на основании данных накопительных ведомостей или отчетов об остатках и движении материальных ценностей, осуществляется свод данных об остатках и движении ценностей за месяц по учетным ценам и фактической себестоимости. Данные этого раздела сверяются с главной книгой по счетам подраздела 20 «Материалы».

    Средний процент транспортно-заготовительных расходов или средний процент отклонений фактической себестоимости материалов от учетной стоимости по каждому синтетическому счету определяется по следующей формуле:



    Средний процент ТЗР =______(ТЗР на начало месяца + ТЗР за месяц) х 120

                                                         Остаток материалов на начало месяца +

                                                           + поступление материалов за месяц

    - по учетным ценам.


    Группировку израсходованных материальных ценностей по объектам калькуляции выполняет производственный отдел бухгалтерии на основе первичных документов или путем распределения пропорционально нормативному расходу материалов на фактический выпуск продукции. На основе полученной группировки производится списание материальных ценностей по учетной стоимости и доле транспортно-заготовительных расходов или отклонений (+, -) на соответствующие счета и объекты калькуляции. [11]

    В таблице 3 приведены корреспонденции счетов по учету движения материалов.

    Таблица 3 - Корреспонденции счетов по учету движения материалов

     

    № п/п

    Содержание операции

    Корреспондирующие счета

    дебет

    кредит

    1

    2

    3

    4

    1

    Поступление материальных ценностей

    Стоимость поступивших и оприходованных материальных ценностей согласно расчетным документам поставщиков (без НДС), состоящих на учете по НДС в Республике Казахстан

    201 - 206, 208, 222

    671

     

    на суммы, принимаемые к возмещению, включенные в налоговые счета-фактуры поставщиков, состоящих на учете по НДС

    331

    671

    2

    Расходы по заготовке и доставке материальных ценностей (без НДС):

     

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.