Ликвидация и реорганизация предприятия на примере ОАО "Пензаэнерго"
Рентабельность
собственного капитала уменьшилась в 2005 голу на 0,32% по сравнению с 2004 г., и
в 2006 году планирует увеличиться на 0,03% по сравнению с предыдущим годом.
Динамика остальных показателей примерно такая же увеличение к 2004 г. и резкий
спад в 2005 г с незначительным увеличением в 2006 г. , что объясняется
процессом реорганизации компании. На рис.2 представлена динамика основных
финансовых показателей в 2004-2006 г.г.
Рис.
2. Динамика финансовых коэффициентов в 2004-2006 г.г.
|
|
По состоянию на
01.01.2006 в ОАО «Пензаэнерго» входило 6 обособленных подразделений – филиалов.
Мощность энергосистемы покрывает 30 % потребности области. Остальная часть
закупается у более крупных энергопроизводителей: Балаковской АЭС, Волжской и
Саратовской ГЭС. Общая протяженность воздушных линий электропередач напряжением
0,4-500 кВ составляет 36100 км.
Согласно плану
реформирования энергетической отрасли, 1 января 2005 года состоялась
государственная регистрация компаний, созданных в результате реорганизации ОАО
«Пензаэнерго» в форме выделения. Из ОАО «Пензаэнерго» выделились следующие
компании:
- ОАО «Пензенская генерирующая компания»
- ОАО«Пензенская энергетическая управляющая компания»
- ОАО «Пензенская энергосбытовая компания»
- ОАО «Пензенская энергоремонтная компания»
Разделение
ОАО «Пензаэнерго» по видам деятельности является составной частью проекта
реформирования электроэнергетики. Выделение акционерных обществ произошло в
соответствии с решением внеочередного общего собрания акционеров ОАО
«Пензаэнерго» от 31 марта 2004 года.
Основными целями реформирования энергетической отрасли
являются:
- создание новых финансово устойчивых и инвестиционно
привлека-тельных субъектов рынка электроэнергии после разделения на монопольную
и конкурентную составляющие;
- развитие инвестиционного потенциала электроэнергетики;
- создание эффективного механизма снижения издержек в
энергетике и улучшение ее финансового состояния;
- создание благоприятных условий для внедрения новейших
научно- технических разработок, строительства и эксплуатации новых мощностей по
производству (генерации) и передаче электрической и тепловой энергии.
В результате разделения ОАО «Пензаэнерго» стало нести функции
сетевой компании. Основные виды деятельности ОАО «Пензаэнерго» – передача
электроэнергии для потребителей Пензенской области и подключение потребителей к
распределительным сетям.
Проведение
аудита проходит в три этапа: ознакомительный, основной
и заключительный.
Ознакомительный
этап. Проверяется соответствие учредительных документов требованиям
законодательства. Необходимо привести требования для акционерных обществ.
Для
проверки аудиторской организацией используются следующие основные документы:
-
устав экономического субъекта;
-
учредительный договор;
-
протоколы собраний учредителей;
-
свидетельство о государственной регистрации;
-
документы, связанные с приватизацией и акционированием
предприятий, находившихся в собственности государства, субъектов Федерации,
общественных организаций, колхозов и т.д.;
-
документы, подтверждающие права собственности учредителей на
имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной
регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий;
-
проспект эмиссии;
-
реестр акционеров;
-
выписки из протоколов годового собрания акционеров;
-
выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей;
-
выписки из решений совета директоров;
-
приказы и распоряжения исполнительной дирекции;
-
лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;
-
переписка с учредителями и акционерами;
-
внутренние положения;
-
отчетность за начальный период деятельности экономического
субъекта после государственной регистрации;
-
годовая отчетность;
Основной
этап.
Здесь устанавливается соответствие видов деятельности предприятия тем видам,
которые зафиксированы в уставе. Проверяются порядок инвентаризации
имущества, правильность составления бухгалтерской отчетности, проверка суммы
уцплаченных налогов до реорганизации, оформления документации, связанной с
разделением и т.д.
Заключительный
этап.
Здесь происходит формирование пакета рабочих документов, составление
аудиторского отчета. Его представление вместе с рабочей документацией
руководителю проверки.
Планирование
аудиторской проверки реорганизации ОАО «Пензаэнерго» осуществляется на основе
сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.
Общий
план проверки учредительных документов и расчетов с учредителями должен
учитывать направления аудита, рассмотренные выше. Содержание общего плана и
программы аудита приведены в Приложении 1.
При проведении первичного аудита бухгалтерской отчетности
экономического субъекта аудиторской организации следует провести проверку
достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.
Аудиторской организации следует учитывать, что начальные и
сравнительные показатели бухгалтерской отчетности должны отражать:
—результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического
субъекта за период, предшествующий первичному аудиту;
— последовательное применение учетной политики экономического
субъекта за период, предшествующий первичному аудиту.
Аудиторская организация при проведении аудита должна получить
достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:
—показатели проверяемой бухгалтерской отчетности не содержат
существенных искажений, способных повлиять на достоверность проверяемой
бухгалтерской отчетности;
— конечные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности
предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало
проверяемого отчетного периода;
— в случае проведенных корректировок показателей бухгалтерской
отчетности результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в
пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности;
Достаточность аудиторских доказательств, которые должна получить
аудиторская организация в отношении подтверждения достоверности начальных и
сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, зависит от следующих
факторов, которые аудиторская организация обязана проанализировать:
- существенности начальных и сравнительных показателей в отношении
проверяемой бухгалтерской отчетности;
- величины риска возможных искажений бухгалтерской отчетности в
предыдущем отчетном периоде;
- учетной политики, применяемой экономическим субъектом;
-ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью
экономического субъекта;
- ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;
- убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического
учета; провести анализ системы внутреннего контроля;
- оценить работу отдела внутреннего аудита
экономического субъекта.
- направить письменные запросы на подтверждение определенной
информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;
- ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией
руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита,
подготовленными предшествующей аудиторской организацией
- в случае необходимости запросить у экономического субъекта
первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;
- рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели.
В тех случаях, если аудиторской
организацией в результате проведения аудиторских процедур получен достаточный
объем аудиторских доказательств в отношении того, что показатели бухгалтерской
отчетности достоверны и не содержат существенных искажений, и аналогичное
мнение сформировалось в отношении отчетного периода, то аудиторская организация
должна выразить мнение о достоверности проверяемой отчетности в форме
безоговорочно положительного аудиторского заключения.
В тех случаях, если аудиторской организацией установлено, что отдельные
показатели бухгалтерской отчетности содержат искажения, которые оказывают
существенное влияние на достоверность проверяемой отчетности, а бухгалтерская
отчетность отчетного периода достоверна, то аудиторская организация должна
выразить мнение о достоверности проверяемой отчетности в форме
модифицированного аудиторского заключения.
В тех случаях, если аудиторской
организацией установлено, что показатели бухгалтерской отчетности недостоверны,
то аудиторская организация должна выразить мнение о проверяемой отчетности в
форме модифицированного аудиторского заключения, содержащего отрицательное
мнение.
В тех случаях, если аудиторская организация
не может получить достаточный объем аудиторских доказательств в отношении
подтверждения достоверности показателей бухгалтерской отчетности, то
аудиторская организация должна выразить мнение о проверяемой бухгалтерской
отчетности в форме модифицированного аудиторского заключения с отказом от
выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторская
проверка в условиях реструктуризации ОАО «Пензаэнерго» показала, что в
соответствии с пунктом 4 статьи 58 ГК РФ, при выделении из состава юридического
лица одного или нескольких юридических лиц, к каждому из них переходят права и
обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным
балансом.
При
реорганизации предприятия в форме выделения для составления разделительного
баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств
реорганизуемого юридического лица, на основании решения учредителей произведено
разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемого
предприятия.
При
этом разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках
реорганизуемого предприятия не производилось.
При
раскрытии информации в части признания суммы доходов и отдельных затрат
выделяемого структурного подразделения (начисление амортизации по передаваемому
имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам и
т.п.), а также по осуществлению расчетов по налогам и сборам и платежам во
внебюджетные фонды по выделяемому структурному подразделению на дату
составления годовой бухгалтерской отчетности реорганизуемое предприятие
руководствовалось Положением по бухгалтерскому учету "Информация по
прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденным приказом Минфина России
от 02.07.2002 № 66.
В
соответствии с пунктом 36 Методических указаний до внесения в Реестр записи о
возникших юридических лицах при реорганизации в форме выделения все расходы,
связанные с текущей деятельностью реорганизуемого предприятия (расчеты с
кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его
содержанию, начислению оплаты труда работникам, осуществлению расчетов по
налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные
внебюджетные фонды, по списанию расходов будущих периодов и т.п.), а также
расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения
разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета
в составе затрат реорганизуемого юридического лица.
Хозяйственные
операции, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до
даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации в
форме выделения предприятий, а также операции по вводу в действие
(эксплуатацию) основных средств нашлт отражение в бухгалтерской отчетности
реорганизуемого предприятия, составленной на дату внесения в Реестр записи о
возникших организациях.
Вступительная
бухгалтерская отчетность возникшей организации на дату ее государственной
регистрации составлялась на основе разделительного баланса с учетом отраженных
реорганизуемым юридическим лицом операций.
Данные
о полученных в процессе реорганизации основных средствах, доходных вложениях в
материальные ценности и нематериальных активах правопреемник при составлении
вступительной бухгалтерской отчетности на дату государственной регистрации
фиксирует в оценке, по которой они отражаются в разделительном балансе с учетом
числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемого предприятия на
дату внесения в Реестр записи о возникшей организации.
Сформированный
уставный капитал возникшей при выделении организации был отражен во
вступительной бухгалтерской отчетности в соответствии с решением учредителей о
реорганизации в форме выделения и предусмотренным в нем в соответствии с
законодательством порядке конвертации (обмена) акций (определение размеров
долей, паев) реорганизуемого предприятия в (на) акции (доли, паи) возникшей
организации.
Оценка
передаваемого при реорганизации юридического лица имущества производилась в
соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о
реорганизации по остаточной стоимости;
При
этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном
балансе, совпадает с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках)
к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной
оценке.
Оценка
обязательств реорганизуемого предприятия в передаточном акте или разделительном
балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена
в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению
кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В
соответствии с пунктами 9 и 10 Методических указаний, отражение в бухгалтерском
учете процедуры реорганизации юридических лиц предполагает отдельное
составление заключительной и промежуточной (годовой) бухгалтерской отчетности.
На
день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших
организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования,
о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при
реорганизации в форме присоединения), реорганизуемым юридическим лицом,
прекращающим свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская
отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным
приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
При
составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие
счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой
прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей.
При
этом в связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств
реорганизуемого предприятия на основе передаточного акта или разделительного
баланса и даты внесения в Реестр соответствующей записи о возникших
организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных
организаций) в возникающий промежуток времени между этими датами в
установленном порядке реорганизуемым юридическим лицом составляется и
представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность. Передача
имущества и обязательств по передаточному акту или разделительному балансу
организацией, передающей имущество и обязательства в порядке правопреемства,
бухгалтерскими записями не отражается.
Расходы,
связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших
организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы, с
регистрацией ценных бумаг, оплатой юридических услуг и др.), признаются
юридическими лицами, участвующими в реорганизации, в качестве внереализационных
расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете
организации, осуществляющей эти расходы. В отчете о прибылях и убытках
организации, осуществляющей эти расходы, указанные внереализационные расходы
независимо от их существенности раскрываются обособленно по отдельной строке.
До последнего
времени российская практика бухгалтерского учета и аудита фактически не имела
предписаний относительно порядка документального оформления, учета и
составления бухгалтерской отчетности по фактам реорганизации юридических лиц.
Теперь такой документ появился. Это - Методические указания по формированию
бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций,
утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н. Их содержание условно
можно разделить на две части. Первая содержит общие положения, определяющие
порядок документального оформления и бухгалтерского учета реорганизации
юридических лиц. Вторая определяет особенности формирования показателей
бухгалтерской отчетности по конкретным формам реорганизации.
Нуждается в
дальнейшем развитии и действующий План счетов финансово-хозяйственной
деятельности организаций. Сейчас он предназначен для систематизированной
группировки информации о всесторонней деятельности и имуществе организации, не
имеющей намерения ликвидировать или сокращать эту деятельность. В настоящее
время План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций, на наш взгляд, должен быть дополнен синтетическими счетами и
субсчетами, отражающими особенности учета операций досудебной санации,
группировку расходов, связанных с процедурами банкротства, особенности учета
хозяйственных операций при заключении мирового соглашения, при продаже и ликвидации
банкротов.
Ликвидация и реорганизация предприятия –
длительные и сложные процессы, в которых необходимо участие аудитора.
В первой главе данной работы были изучены
особенности проведения аудита в условиях ликвидации и реорганизации, его
нормативное регулирование и раскрыта методика оценки
аудитором способности экономического субъекта продолжать свою деятельность.
Вторая глава работы посвящена
методики проведения аудиторской проверки ОАО «Пензаэнерго» в условиях
реорганизации.
В
третьей главе представлены мероприятия по совершенствованию аудита и учета
операций в условиях реорганизации и ликвидации. В частности предлагается
реформация действующего Плана счетов за счет добавления синтетических счетов и субсчетов, отражающими
особенности учета операций досудебной санации, группировку расходов, связанных
с процедурами банкротства, особенности учета хозяйственных операций при
заключении мирового соглашения, при продаже и ликвидации банкротов
1.
Федеральный закон от 7 августа 2001
г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. от 14.12.2001,
30.12.2001, 30.12.2004);
2.
Федеральный закон «О бухгалтерском
учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.
3.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
4.
Федеральный Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от
26.12.1995г.
5.
Федеральный Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
№14-ФЗ от 08.02.1998г.
10.
Постановление
Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88 (ред. 03.05.2000) “Об утверждении
унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций,
по учету результатов инвентаризации”;
11.
Постановление
Госкомстата от 27.03.2000г. № 26 “Об утверждении унифицированной формы
первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов,
выявленных инвентаризацией».
12.
Приказ
Минфина РФ от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств”;
13.
Методические
указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении
реорганизации организаций, утв. приказом Министерства финансов России от
20.05.2003 № 44н;
14.
Положение
по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02»,
утвержденное приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н.
15.
Распоряжение
Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12
августа 1994 г. N 31-р (с изменениями от 12 сентября 1994 г.)
16.
Методические
положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной
структуры баланса (утв. распоряжением
Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12
августа 1994 г. N 31-р)
17.
Временные
правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и
преднамеренного банкротства (утв. постановлением
Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 855)
18.
Правила
проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. постановлением Правительства РФ от 25
июня 2003 г. N 367
19.
Глушков
И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии, - М.: Кнорус, 2005.
20.
Дружиловская
Т.Ю. Трактовка понятия нематериальных активов в российском и международном
стандартах. Аудиторские ведомости, 2003, 2.
21.
Козлова
Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. М.:
Финансы и статистика, 2005.
22.
Кондраков
Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие, 3-е издание. М.: ИНФРА-М, 2005.
23.
Пастушкова
В.В., Крятова Л.А. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных
активов: Учебное пособие. М.: ИВЦ Маркетинг, 2004.
24.
Подольский
В.И. Аудит. - М.: ЮНИТИ, 2005.
Приложение
Общий план аудита
денежных средств
Проверяемая организация ОАО «Пензаэнерго»
Период аудита С 01. 01.
по 31.12.04
Количество человеко-часов \ 360
Руководитель аудиторской группы Саушкин В.Н.
Состав аудиторской группы Николаева И. И
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемый уровень существенности 1%
|