Аудиторское заключение
Аудиторское заключение
Министерство сельского хозяйства РФ
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Бухгалтерский учет и аудит»
на тему : «Аудиторское заключение»
Выполнил: студентка 5 курса
экономического факультета
2 группы
специальности 060800
Союзова Мария
Великие Луки
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава
1. СУЩНОСТЬ АУДИТА
1. 1 Необходимость аудита
1. 2 Сущность аудита и
аудиторской деятельности
Глава
2. ПРИНЦИПЫ АУДИТА
Глава
3. ВИДЫ АУДИТА
3.
1 Внутренний и внешний аудит
3.
2 Аудит на соответствие требованиям, аудит
финансовой
отчетности и специальный аудит
3.
3 Обязательный и инициативный, первоначальный и согласованный аудит
Глава
4. ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИМИ
СУБЪЕКТАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Аудиторская
деятельность – явление достаточно новое для России, которое является, однако,
необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает
собственно аудит, т.е. заключение независимого профессионального
бухгалтера-аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой)
отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту, - весьма разнообразных,
но непременно требующих высокой квалификации профессионального бухгалтера.
Аудит
(в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет
достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX
веке в акционерных компаниях Европы.
Возникновение
аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается
управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает
деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли
и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую представляли
управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые
банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали
риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не
обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает
действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности
финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались
специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было
доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его
безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не
было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым
требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической
родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о
компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже
одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских
счетов и отчета перед акционерами.
В
Росси звание аудита было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе
некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в
Росси называли присяжными бухгалтерами.
Мировой
экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах
бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству
аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность
в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают
вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых
отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит
становится мощным оружием против мошенничества.
В
Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за
достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в
государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем занимаются
две профессиональные организации – бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых
входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, становление отчетности и
оказание консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных)
по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В
США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный
общественный бухгалтер.
Во
всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора,
предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные
экзамены. Специалисты Палаты аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров
и другие регулярно проверяют их работу, и исключение из этих организаций
означает запрещение дальнейшей деятельности. Аудит становится мощным оружием
против мошенничества.
Глава 1. СУЩНОСТЬ АУДИТА
1. 1 Необходимость аудита
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими
обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со
стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и
пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2. зависимость последствий принимаемых решений
(а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
3. необходимость специальных знаний для проверки
информации;
4. отсутствие у пользователей информации доступа
к ней для оценки ее качества.
Эти
и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах
независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и
разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги
посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие
достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка
капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных
экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях,
когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
В
условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты
вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств,
проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений
должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и
использовать финансувую информацию. Достоверность информации подтверждается
независимым аудитором.
Собственник,
и, прежде всего, коллективные собственники – акционеры, пайщики, - а также
кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все
многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и
правильно отраженны в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным
записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
1. 2 Сущность аудита и аудиторской деятельности
Современный
аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал
себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной,
переходного типа, которая сложилась сейчас в России, т.е. отличительной его
чертой является его принадлежность к инфраструктуре рынка.
Как
правило, на Западе инициаторами проведения аудита выступают банки, налоговые
органы, потенциальные инвесторы и сами собственники. При этом каждый и
пользователей аудиторских услуг, заботясь о своих интересах, объективно
нуждается в функции засвидетельствования аудиторов.
Чтобы
удовлетворить эти потребности, резко возрастает число присяжных или
дипломированных общественных бухгалтеров. Многие из них выполняют функции
аудиторов.
Далее необходимо
более подробно определить сущность аудита. А она вытекает из тех задач, которые
ставят перед ним законодатель и общество. Остановимся на содержании аудита,
которое в него вкладывают англо-американские специалисты, а также аудиторы
континентальной Европы. Этот подход отражает американскую и некоторую иную
зарубежную практику аудита, причем резко отличающуюся от практики известной нам
ревизии.
Так,
в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по аудиторской
практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое изучение
бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней профессионального
мнения специально назначенным аудитором при соблюдении любых правил,
установленных действующим законодательством». А по действующим в РФ Временным
правилам основной задачей аудиторской деятельности является определение
достоверности отчетности экономических субъектов. Дословно (п. 5 Временных
правил) это звучит следующим образом:
Основной
целью аудиторской деятельности является установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам,
действующим в Российской Федерации. Основные показатели(содержание, объем и
формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов определяются соответствующим законом Российской
Федерации, а до его принятия – нормативными актами Совета Министров –
Правительства Российской Федерации и в частности бухгалтерской (финансовой)
отчетности банков и кредитных учреждений – нормативными актами Центрального
банка Российской Федерации.
По
Проекту закона данная основная задача, из формулировки которой,
собственно, и вытекает сущность аудита, также сводится к определению
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.
Однако в Проекте закона есть важная оговорка: аудитор подтверждает
достоверность указанной отчетности во всех существенных аспектах.
Следовательно, авторы Проекта закона отметили, что целью аудита не
является и не может быть полное устранение информационного риска. Целью
аудиторской деятельности в Проекте закона является установление
достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов во
всех существенных аспектах, что более верно соответствует сущности и
задачам аудита по международным нормам.
Приведенная
выше оговорка чрезвычайно важна. Она связана с тем, что цивилизованный рынок
определяет главные, основополагающие задачи аудита иначе, нежели это делается
сейчас в России. И в теории, и на практике крайне важно рассматривать аудит
как:
·
процесс защиты
интересов собственников,
подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для
которых крайне важно, чтобы она не содержала существенных искажений, а тем
более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;
·
процесс уменьшения до
приемлемого уровня информационного риска для других пользователей такой отчетности,
публикуемой различными экономическими субъектами.
Таким образом, полное устранение информационного риска при помощи
аудита невозможно. Такая цель просто нереальна.
И
все же практика аудита в странах с развитой рыночной экономикой действительно
очень обширна, а стоящие перед аудитором задачи – весомы и значительны. Это
можно увидеть в одном из наиболее применяемых западных (США) определений аудита[1] :
Аудит
(auditing) – это процесс, посредством которого
компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об
информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической
хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень
соответствия этой информации установленным критериям.
Глава
2. ПРИНЦИПЫ АУДИТА
Большинство
стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе и Россия) имеют
проверенные мировой практикой принципы ведения аудита:
1.
Независимость аудита от государства, его различных министерств и
ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор, Государственная
налоговая служба и Центральный банк России.
2.
Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают уровень
подготовки и моральные качества другого специалиста:
·
с выдачей разрешения на
право заниматься аудиторской деятельностью только тем лицам, которые способны
подтвердить свою квалификацию;
·
с обеспечением
профессиональной защищенности аудиторов.
3.
Финансовая независимость аудитора от клиента:
·
достаточный размер
уставного капитала и чистых активов;
·
самострахование;
·
безусловное соблюдение
аудиторами и независимости собственной позиции, и коммерческих интересов
клиента;
·
оплата, поступающая из
другого источника, от каждого клиента, должна иметь незначительный удельный вес
в общем потоке доходов от уплаты услуг аудиторов;
·
фирма ограничивает
оказание других услуг клиенту, чтобы избежать конфликтов интересов.
4.
Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена аудитора, что
дает возможность избежать слишком глубокой зависимости аудиторов от клиента.
5.
Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с
высокотехнологичными системами клиента.
6.
Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской
фирмой) качества процессов аудита.
7.
Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией для этих целей
международного опыта к экономической реальности.
Глава
3. ВИДЫ АУДИТА
3.
1 Внутренний и внешний аудит
Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого
контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в
связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем
деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит
дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров.
Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:
·
усложнением
организационной структуры предприятий;
·
разнообразием видов
деятельности и возможностью их кооперирования;
·
удаленностью
подразделений, филиалов от головного предприятия;
·
стремлением администрации
экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку
действий менеджеров всех уровней управление;
·
повышением степени доверия
к предприятию со стороны деловых партнеров.
Внутренний
аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и
осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Страницы: 1, 2
|