Аудиторская деятельность в страховании
В отношении
страховщиков аналогичного Письма не существует. Следовательно, все суммы налога
на добавленную стоимость, уплаченные страховыми организациями поставщикам за
материальные ресурсы /работы, услуги/ относятся на соответствующие счета учета
расходов /кроме как за материальные ресурсы /работы, услуги/
непроизводственного характера, то есть не используемые для осуществления
страховой деятельности/.
Основные средства
и нематериальные активы, используемые для осуществления страховой деятельности,
отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные таможенными органами по
основным средствам, ввозимым на территорию РФ, используемым также для страховой
деятельности, к возмещению /зачету/ из бюджета не принимаются, а подлежат
списанию на себестоимость страховых услуг через суммы начисляемого износа в
общеустановленном порядке.
2.2.3
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
Уплата и
исчисление налога на имущество регулируется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 8
июня 1995 г. N 33 " О прядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
имущество предприятий" / в редакции последующих изменений и дополнений/. Налогооблагаемой
базой для расчета налога на имущество в страховой организации является
среднегодовая стоимость ее имущества. Филиалы и аналогичные подразделения
страховых организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный /текущий счет/ также
являются плательщиками данного налога /с 1992г./. Среднегодовая стоимость
имущества за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной
от сложения половины стоимости имущества на первое января отчетного года и на
первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также стоимости имущества
на каждое первое число всех остальных кварталов. Для определения среднегодовой
стоимости имущества принимаются следующие отражаемые в активе баланса остатки
по счетам бухгалтерского учета:
1."основные
средства" плюс "долгосрочно арендуемые основные средства" за
минусом сумм "износа основных средств";
2."нематериальные
активы" за минусом сумм "амортизации нематериальных активов";
3."материалы";
4."малоценные
и быстроизнашивающие предметы" за минусом сумм" износа МБП";
5."расходы
будущих периодов";
6."прочие
материальные ценности и затраты".
Для целей налогообложения
стоимость имущества организации уменьшается на балансовую стоимость /за вычетом
суммы износа по соответствующим объектам/ объектов жилищно-коммунальной и
социально-культурной сферы, находящихся на балансе налогоплательщиков. При этом
не рассматриваются как объекты жилищно-коммунальной сферы отдельные квартиры, приобретенные
в объектах жилищного фонда.
2.2.4
НАЛОГ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Налогооблагаемой
базой /начиная с 1994 г./ для исчисления налога на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы для страховщиков является выручка от
реализации страховых услуг, определяемая в соответствии с пунктом 1 раздела 1
Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на
прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994
г. N 491 /согласно Письму Минфина РФ N 96 Госналогслужбы РФ N ЮБ-6-04/274 от 27
июля 1994 г. "О внесении изменений в налогообложение банков, других
кредитных учреждений и страховщиков"/.
В 1993г. по страховым
организациям данный налог исчислялся "от суммы поступления страховых
взносов /премий/, комиссионных вознаграждений по перестрахованию и других услуг,
связанных со страховой и нестраховой деятельностью" то есть от суммы
" итого доходов".
2.2.5
НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Выручка
страховщика является налогооблагаемой базой для исчисления налога на
пользователей автомобильных дорог, уплачиваемого во внебюджетные дорожные фонды
/ также начиная с 1994г./ /согласно подпункту 21.12 Инструкции Госналогслужбы РФ
от 15 мая 1995г. N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих
в дорожные фонды"/. В 1993г. налогооблагаемой базой для исчисления
вышеназванного налога также как и для налога на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы являлся суммарный итог доходов от страховой
и нестраховой деятельности.
3.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ОБЪЕКТА АУДИТА
3.1.
ГОДОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
Состав годовой
бухгалтерской и иной финансовой отчетности страховых организаций. Составление бухгалтерской
/финансовой/ отчетности страховых организаций - завершающий этап учетного
процесса, в которой нарастающим итогом отражается имущественное и финансовое
положение организации, результаты финансово-хозяйственной деятельности за
отчетный период. Типовые формы бухгалтерской отчетности страховых организаций и
Указания о порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности разрабатываются и утверждаются
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приказом
Министерства финансов РФ от 30.12.96г. N 111 утверждены типовые формы годовой
бухгалтерской отчетности страховых организаций и инструкции по их заполнению. В
состав годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций за 1996 г. вошли:
Баланс страховой
организации - форма N 1-с;
Отчет о
финансовых результатах - форма N 2-с;
Отчет о движении
капитала - форма N 3-с;
Отчет о движении
денежных средств - форма N 4-с;
Приложение к
балансу - форма N 5-С;
Отчет о
платежеспособности - форма N 6-с;
Отчет о
размещениях страховых резервов - форма N 7-с;
Отчет о страховых
резервах по видам страхования иным, чем страхование жизни - форма N 8-с;
Отчет об
использовании средств резерва предупредительных мероприятий - форма N 9-с;
Отчет об
операциях перестрахования - форма N 10-с.
Если страховая
медицинская организация осуществляет одновременно обязательное и добровольное
медицинское страхование, она заполняется также отчет о финансовых результатах по
обязательному медицинскому страхованию - форму N 2-а-с; отчет движения денежных
средств страховой медицинской организации\по обязательному медицинскому
страхованию - форма N 4-а-с;
отчет о
размещении страховых резервов по ОМС - форма N 7-а-с.
В состав годовой
отчетности страховых организаций включается также пояснительная записка и
аудиторское заключение. Причем заинтересованным лицам согласно "Временным
правилам аудиторской деятельности в РФ", утвержденным Указом Президента РФ
N 2263 от 22 декабря 1993г., представляется только итоговая часть аудиторского
заключения.
В полном составе
всех форм вместе с пояснительной запиской и аудиторским заключение годовая
отчетность представляется страховыми организациями в Департамент страхового
надзора Минфина РФ и его инспекции.
В обязательном
порядке годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям /участникам/
в соответствии с учредительными документами организации; государственной
налоговой инспекции, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ
от 21 апреля 1995г. N 399 "О совершенствовании информационной системы
представления бухгалтерской отчетности" территориальному органу
государственной статистики по месту регистрации организации. Формы N 6-с, 7-с, 7-а-с,
8-с, 9-с и 10-с в обязательном порядке представляются лишь в ведомство
страхового надзора и его инспекции.
Публичная
бухгалтерская отчетность. "Положение по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская отчетность организации /ПБУ 4/96/", утвержденное приказом
Минфина РФ от 8 февраля 1996 г.N 10, определяет публичность бухгалтерской
отчетности следующим образом: "...Бухгалтерская отчетность является
открытой для ознакомления пользователей – учредителей /участников/, инвесторов,
банков, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна
обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с
бухгалтерской отчетностью..."
Пользователь
бухгалтерской отчетности- это юридическое или физическое лицо, заинтересованное
в информации об организации. В отношении страховых организаций наиболее
заинтересованными пользователями являются страхователи, а также учредители
организаций. В ПБУ 4/96 определено, что "...бухгалтерская отчетность
состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета
о финансовых результатах и пояснений к ним... Если бухгалтерская отчетность
является частью более обширной представляемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации /отчета или иного документа/ об организации,
то в не должно быть обеспечено обособление показателей бухгалтерской отчетности...
Итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного
аудита бухгалтерской отчетности, является неотъемлемой частью этой
отчетности...". ПБУ 4/96 вводится в действие начиная с бухгалтерских
отчетов 1996 года.
Публикация
бухгалтерской отчетности. Действующее законодательство требует, чтобы страховщики
публиковали свои бухгалтерские отчеты по установленной форме и в установленные
сроки после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них
сведений.
Публикуются в
средствах массовой информации бухгалтерский баланс страховой организации и
отчет о финансовых результатах. В состав публикуемой отчетности включается
итоговая часть аудиторского заключения.
При заключении
договора со специализированной аудиторской организацией /аудитором,
зарегистрированным в качестве предпринимателя/ страховая организация должна обращать
внимание на дату выдачи лицензии на право осуществления страхового аудита, а
также на срок выдачи данной лицензии.
Следует помнить, что
после даты подписания аудиторского заключения аудитором /аудиторской фирмой/
страховая организация не имеет права вносить какие-либо изменения в свою
бухгалтерскую отчетность.
В случаях установления
в ходе проверки годового бухгалтерского отчета /после его утверждения/ сокрытия
доходов или занижения финансовых результатов исправления в бухгалтерский учет и
отчетность не вносятся, а отражаются уже в учете следующего за отчетным года как
прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году.
Так как страховая
организация является организацией, публикующей свою бухгалтерскую отчетность,
согласно действующего законодательства, то она в рамках Положения по
бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденного приказом
Минфина РФ от 28 июля 1994г. N 100, должна раскрывать в составе публикуемой
бухгалтерской отчетности избранные при формировании учетной политики способы
ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решения
пользователей бухгалтерской отчетности - страхователей, собственников, государственных
контролирующих органов и т.п. Согласно п. 3.1 Положения по бухгалтерскому учету
"Учетная политика предприятия" "существенными признаются способы
ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых пользователям бухгалтерской
отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния,
денежного оборота или результатов деятельности" организации.
Пояснительная
записка. Аудитор может консультировать аудируемую компанию по вопросу
составления пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности, а также
оказывать иную помощь по ее составлению.
В Приложение к
Приказу от 30 декабря 1996 г. N 111 Министерством финансов даны Рекомендации по
составлению пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету.
После изучения
опыта страховых компаний по заполнению пояснительной записки за 1996 год предлагается
раскрывать в ней следующую информацию:
полное
наименование страховой организации, юридический адрес и адрес фактического
месторасположения;
сведения об
открытых счетах в банке/ах/;
номер лицензии на
право осуществления страховой деятельности и дате ее выдаче, на основании
которой работает данная организация,
данные о филиалах
и их месторасположении;
территория
оказания страховых услуг;
виды осуществляемой
страховой деятельности;
сумма страховых взносов
/премий/ по видам страхования и динамика и их роста, удельный вес страховых
взносов /премий/ по видам страхования в общем объеме поступлений страховых
взносов /премий/;
аналогично
приводятся сведения при осуществлении перестрахования;
виды
перестраховочных операций;
характеристика
страхового портфеля;
данные о произведенных
страховых выплатах по видам страхования, их динамика за ряд лет;
данные о
страховых резервах, их доля в структуре баланса;
при передаче
рисков в перестрахование приводится информация о страховых и перестраховочных
организациях, с которыми взаимодействует организация, с указанием их
наименования, месторасположения и видов заключенных перестраховочных договоров;
размеры премий, переданных
в перестрахование и размерах доли перестраховщиков в оплаченных убытках в
абсолютном выражении и в отношении к страховой премии и оплаченным убыткам в
целом и в разрезе видов страхования;
направления
использования средств резерва предупредительных мероприятий с расшифровкой
профинансированных мероприятий и эффекта вложения средств в те или иные
мероприятия;
характеристика
инвестиционной деятельности по размещению средств страховых резервов и
собственного капитала по видам и направления вложений и результатов этой
деятельности;
финансовые
результаты деятельности организации;
решения по итогам
деятельности страховой организации, а также решения по распределению прибыли,
оставшейся в распоряжении организации;
факторы,
повлиявшие на финансовые результаты деятельности организации;
описание
избранных при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского
учета;
при наличии у
головной организации дочерних и зависимых страховых обществ приводятся сведения
об их наличии, месте нахождения, наименовании и номере лицензии на право
проведения страховой деятельности и проводимые виды страхования;
оценка
финансового состояния: оценка финансовых результатов деятельности, приводятся
показатели оценки платежеспособности.
При
несоответствии платежеспособности установленным нормативам описывается
программа финансового оздоровления организации. В пояснительной записке также
могут содержаться другие информационные, количественные и аналитический
показатели деятельности страховой организации. Таким образом, пояснительная записка
должна содержать довольно подробное описание всех форм, представляемых
страховой организацией в ведомство страхового надзора, а также информацию о
самой страховой организации, ее филиалах и т.п.
Помимо этого, в
пояснительной записке необходимо раскрыть данные "прочих" статей
отчетов, по которым отношение к общему итогу соответствующих данных составляет
не менее 5-ти процентов.
Статистическая
годовая отчетность. Кроме бухгалтерской отчетности страховые компании в обязательном
порядке составляют статистическую отчетность - формы ведомственного государственного
статистического наблюдения за их деятельностью.
Приказом от 30
января 1996г. N 02-02/03 Рострахнадзора "Об утверждении форм ведомственного
государственного статистического наблюдения за деятельностью страховых
организаций и указаний по их заполнению" утверждены следующие годовые
формы статистической отчетности для страховых организаций /начиная с отчета за
1995г./:
N 2-С
"Сведения о деятельности страховой организации";
N 3-С
"Сведения об операциях по обязательному медицинскому страхованию".
Основными
требованиями при составлении статистического отчета являются полнота его
заполнения, достоверность отчетных данных и своевременность представления. "...
Отчет составляется на основании данных первичного учета о заключенных договорах
страхования /заявлений о страховании, страховых свидетельств /полисов/ или
журналов учета заключенных договоров страхования и журналов учета убытков по операциям
прямого страхования, а также журналов учета договоров, принятых и переданных в
перестрахование и ретроцессию. Перед составлением статистического отчета должна
быть проведена проверка правильности отражения в первичных документах и
журналах учета заключенных договоров и учета убытков данных, необходимых для составления
отчета...".
В статистическом
отчете отражаются данные о страховых взносах и страховых выплатах по:
добровольному
личному страхованию;
добровольному
имущественному страхованию;
добровольному
страхованию ответственности;
обязательному
страхованию /по обязательному медицинскому страхованию - в форме N 3-С/;
по
факультативному перестрахованию;
по облигаторному
перестрахованию.
А также подробные
сведения о количестве договоров страхования и перестрахования, числе
застрахованных и страховых суммах по действовавшим на начало и конец отчетного
года договорам страхования с физическими и юридическими лицами по личному,
имущественному и страхованию ответственности.
Аудиторская фирма
/аудитор/ может оказывать консультационные услуги страховым организациям по
вопросам, связанным с заполнением форм статистической отчетности, а также
оказывать услуги по заполнению форм данной отчетности.
3.2
ЗАДАЧИ И СУЩНОСТЬ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ
/ФИНАНСОВОЙ
/ ОТЧЕТНОСТИ
Задачи аудита бухгалтерской
отчетности. Задачей аудита бухгалтерской отчетности страховых организаций
независимым аудитором является выражение мнения о правильности представления
всех статей отчета и результатов осуществленных хозяйственных операций в
соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета и отчетности в
Российской Федерации и требованиями действующего законодательства. Для
выражения мнения аудитор должен собрать информацию в необходимом количестве и качестве,
обеспечив ее полноту и убедительность. Представляя для аудирования отчетность,
администрация /руководство/ компании тем самым заявляет, что она достоверна и
отражает реальное положение дел в компании. Согласно п.19 и п.23 Положения о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом
Минфина РФ от 26 декабря 1994г. N 170 "Ответственность за организацию
бухгалтерского учета несет руководитель организации. Руководитель обязан
создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета,
обеспечить неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами,
работниками организации, имеющими отношение к учету, требований главного
бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации, по вопросам оформления
и представления для учета документов и сведений. .. Главный бухгалтер /бухгалтер/
обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех
осуществляемых хозяйственных операций, предоставления оперативной информации,
составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление
/совместно с другими подразделениями и службами/ экономического анализа финансово-хозяйственной
деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности. ..".
Администрация страховой компании должна знать, что она несет полную
ответственность за составление отчета и информацию, включаемую в этот отчет. Аудитор
/аудиторская фирма/ несет ответственность за качество и полноту проведения
аудиторских процедур и за квалифицированное и обоснованное выражение мнения о
достоверности бухгалтерского /финансового/ отчета.
Аудитор в процессе
проведения аудиторской проверки сопоставляет "заявления
администрации" и собранную им самим аудиторскую информацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|