Аудит финансовых вложений
Аудит финансовых вложений
РОСЖЕЛДОР
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Ростовский
государственный университет путей сообщения
(РГУПС)
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
Тема:
Аудит финансовых вложений
Ростов-на-Дону
2007
г
Содержание
Введение………………………………………………………..……………….....4
Глава 1 Планирование
аудита…………………………….………………….......6
Глава 2 Аудит финансовых
вложений…………………..……………………...15
2.1 Цели и задачи аудита финансовых
вложений…….……………………….15
2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Гатика»
…………………………………………………………………………22
2.3
План и программа аудита финансовых вложений………………….…..25
2.4 Источники информации для проверки………………………………………….32
2.5 Отчет аудитора………………………………………………………….…...33
Заключение…………………………………………………………………...….36
Список использованной литературы………………………………………......37
Приложения……………………………………………………………………...38
Введение
В процессе
хозяйственно-финансовой деятельности предприятия могут осуществлять отвлечение
средств в виде финансовых вложений с целью получения дополнительного дохода —
дивидендов, процентов и т.п.
Цель данной
работы: рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории. Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)
Определить
понятие, состав, порядок учета финансовых вложений
2)
Рассмотреть
теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений
3)
Дать
краткую характеристику аудируемого предприятия
4)
Разработать
план и программу аудита на предприятии.
5)
Предоставить
отчёт руководству о проведённой проверке, в котором нужно указать все
выявленные недостатки и дать рекомендации по их устранению.
Актуальность
выбранной темы состоит в том, что в настоящее время многие организации
предпочитают направлять свободные средства во вложения различных видов, при
этом может происходить нарушение законодательства. Для поддержания правильности
норм учета и законодательства и необходима аудиторская проверка.
Данный курсовой проект состоит из двух частей:
теоретической и практической. В теоретической части рассматривается сущность
общих вопросов планирования аудиторской деятельности, включающая в себя
составление плана и программы аудита. Необходимость планирования аудитором
своей работы объясняется тем, что оно способствует выполнению работы с
оптимальными затратами, своевременно и качественно, позволяет организовать
внутренний контроль.
Во второй части курсового проекта
разрабатывается методика проведения аудиторской проверки на примере аудита
финансовых вложений.
В ходе аудиторской проверки финансовых
вложений используются следующие аудиторские процедуры:
- проверка верности отражения в бухгалтерском
учете оборотов и
сальдо по счетам;
- аналитические процедуры (сопоставление
сальдо по счетам за различные периоды,
сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными показателями,
оценка соотношений между различными статьями отчетности и
сопоставление их с данными предыдущих периодов,
сопоставление финансовой информации и не финансовой);
- проверка (тестирование)
средств внутреннего контроля;
Применяются следующие способы получения
аудиторских доказательств:
- пересчет;
- инвентаризация;
- проверка соблюдения правил учета отдельных
хозяйственных операций и составления отчетности;
- подтверждение;
- проверка документов.
Глава
1. Планирование аудита
Планирование
аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом)
«Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23
сентября 2002 г. № 696).
Планирование,
будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке: аудиторской
организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и
сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и
последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для
формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о
бухгалтерской отчетности организации.
Планируя порядок
проведения аудита аудиторская организация должна руководствоваться как общими,
так и частными принципами проведения аудита, а именно: комплексности;
непрерывности; оптимальности.
Принцип
комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и
согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до
составления общего плана и программы аудита.
Принцип
непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и
увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам
(структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам,
представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на
длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического
субъекта, аудиторской организации в течение года следует своевременно корректировать
планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских
проверок.
Принцип
оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской
организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального
варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных
самой аудиторской организацией.
При планировании
аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный,
подготовка и составление общего плана аудита, подготовка и составление
программы аудита.
На этапе
предварительного планирования аудитор должен получить информацию:
- внешних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в
стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
- внутренних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными
особенностями;
- организационно-управленческой структуре экономического
субъекта;
- видах деятельности;
- структуре капитала и курсе акций;
- технологических особенностях;
- уровне рентабельности;
- основных контрагентах экономического субъекта;
- порядке распределения прибыли, остающейся в
распоряжении экономического субъекта;
- существовании дочерних и зависимых организаций;
- системе внутреннего контроля;
- принципах формирования оплаты труда персонала.
Получение информации о деятельности аудируемого
лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить
события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние
на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Основными источниками информации об экономическом
субъекте служат:
1) устав экономического субъекта;
2)
документы о регистрации экономического субъекта;
3) протоколы заседаний совета директоров,
учредителей, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления
экономического субъекта;
4) документы, регламентирующие учетную политику;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность;
6) документы планирования деятельности
экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
7) контракты, договоры, соглашения экономического
субъекта;
8) отчеты аудиторов, консультантов;
9) внутрифирменные инструкции;
10) материалы налоговых проверок;
11) материалы судебных и арбитражных исков;
12) документы, регламентирующие производственную
и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и
дочерних компаний;
13) сведения, полученные из бесед с руководством
и исполнительным персоналом экономического субъекта;
14) информация, полученная при осмотре экономического
субъекта, его основных участков, складов.
На этапе
предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность
проведения аудита.
Считая проведение аудита возможным, аудиторская
организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и
отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа
аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается
договор. При
этом следует учитывать:
а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита:
подготовительного, основного и заключительного;
б) предполагаемые сроки работы группы;
в) количественный состав группы;
г) должностной уровень членов группы;
д) преемственность персонала группы;
е) квалификационный уровень членов группы.
Когда аудиторская организация не считает
возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ
от его проведения.
Разработка общего
плана и программы аудита основывается на предварительных данных об
экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических
процедур.
Проведением
аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые
для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур
аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности
данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
В процессе
подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает
эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического
субъекта, и производит оценку самой системы внутреннего контроля. Система
внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о
возникновении недостоверной информации, а также выявляет ее. Оценивая
эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна
собрать достаточное количество аудиторских доказательств.
При подготовке
общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить
приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие
считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск,
аудиторская организация определяет неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск
бухгалтерской отчетности и риск средств контроля, которые присущи этой
отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С учетом установленных
рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для
аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита
могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и
уровня существенности, установленные при планировании.
Составляя общий
план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень
автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее
определить объем и характер аудиторских процедур. При этом она независима в
выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную
ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим
планом.
Результаты
проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и
программы следует детально документировать, поскольку они служат основанием для
планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.
В процессе
проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть
основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план
изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане
необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его
проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического
субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть:
реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков
аудита.
При разработке общего плана аудита аудитору
необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
- общие экономические факторы и
условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица, его деятельности,
финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной
отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
- общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего
контроля, в том числе:
- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и
ее изменения;
- влияние новых нормативных правовых актов в
области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской)
отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- планы использования в ходе аудиторской проверки
тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска
средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для
аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита
прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;
- выявление сложных областей бухгалтерского
учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения
бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в
том числе:
- относительную важность различных разделов учета
для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы
ведения учета и ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита
аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий
контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
- привлечение других аудиторских организаций к
проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- привлечение экспертов;
- количество территориально обособленных
подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг
от друга;
- количество и квалификацию специалистов,
необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
- возможность того, что допущение о непрерывности
деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания,
например, существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских
услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в
оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления
аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством,
правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного
аудиторского задания.
Аудиторская организация определяет в общем плане
и роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения
экспертов в процессе проведения аудита. Аудитор
вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные
аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и
членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности
аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица.
При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку
общего плана и программы аудита.
Разработка программы проведения аудита включает этапы,
аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является
развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень
аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она
служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством
контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и
аудиторской группы. Во второй части курсового проекта будет приведен пример
составления плана и программы по аудиту финансовых вложений.
Аудитору следует
документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой
аудиторской процедуре. Аудиторскую программу составляют либо в виде программы
тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по
существу.
Программа тестов
средств контроля представляет собой перечень совокупности действий,
предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего
контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь
выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские
процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в
бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу
аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет
проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от
изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур
программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует
документировать.
Выводы аудитора
по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих
документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета
(письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского
заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о
бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
При составлении
программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов,
влияющих на проведение проверки, а именно:
- нужны ли дополнительные
разъяснения при интерпретации сомнительных документов?
- выходит ли
сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества, безопасности
и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?
- удовлетворителен
ли уровень существенности при проведении проверки?
- существуют ли
особые «аудиторские находки» или наблюдения, беспокоящие клиента?
- полностью ли
применены в данной ситуации употребляемые способы оценки деятельности
экономического субъекта?
- по плану ли
осуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за отведенное время? Если
да, то какими областями аудита можно пренебречь без ущерба для поставленных
целей?
Выработка мнений
по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов,
осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на
перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин.
Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет
фактов. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита
должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
Страницы: 1, 2, 3
|