Аудит дочерних обществ и организаций
2.7 Типичные упущения
· При организации учета
расчетов с учредителями и формировании уставного» капитала возникают различные
упущения, ошибки, испорченные записи. Приведем основные из них:
· кредитовый остаток по
счету 85 не соответствует заявленному в учредительных документах;
· необоснованное
увеличение уставного капитала за счет завышения стоимости материальных
ценностей, нематериальных активов, вносимых в счет уставного капитала;
· невнесение дали
неполное внесение учредителями долей в уставный капитал;,
· несвоевременное
внесение изменений в реестр акционеров;
· несвоевременное
оформление выбытия и приема новых учредителей;
· невыплата дивидендов
по привилегированным акциям;
· неправильное
оформление крупных сделок для акционерных обществ (в соответствии с
Федеральным Законом "Об акционерных обществах");
· неправильное
оформление вносимых учредителями долей в уставный капитал;
· неправильное
оформление возврата учредителям долей и уставного капитала;
· отсутствуют
подтверждающие документы по совершенным финансово-хозяйственным операциям;
· недооформленные и
просроченные документы;
· исправления записей в
документах без необходимых оснований;
· отсутствие
подлинников или заверенных в соответствие с законодательством документов;
· фиктивные документы и
операции;
· неотражение
свершившихся операций;
· деятельность без
лицензии;
· неправильное
исчисление налога на доходы;
· неисполнение
нормативных документов.
2.8 Аудит расчетных операций
Правильная
организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств
организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового
состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных
операций, правильность постановки их учета предупреждают негативные последствия
по этим операциям. Поэтому аудиторской проверке подвергаются все расчетные
операции организации-заказчика — различными приемами и методами контроля.
Проверка
состояния законности и целесообразности включает расчеты с поставщиками и
подрядчиками (счет 60); по авансам выданным и полученным (счета 61, 64); с
покупателями и заказчиками (счет 62 и др.); по претензиям (счет 63); по имущественному
и индивидуальному страхованию (счет 65); по внебюджетным платежам (счет 67); с
бюджетом (счет 68); по социальному страхованию (счет 69); с персоналом по
оплате труда (счет 70); с персоналом по прочим операциям (счет 73); с разными
дебиторами и кредиторами (счет 76); с дочерними (зависимыми) обществами (счет
78); внутрихозяйственные расчеты (счет 79). Кроме того, проверке подвергаются
субсчета и аналитические счета по указанным синтетическим счетам.
При
проверке расчетных операций аудитор должен учитывать особенности отдельных
организаций, использующих рабочие (упрощенные) планы счетов и упрощенные формы
бухгалтерского учета, например, предприятий малого бизнеса, фермерских
хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и др.
По каждой
из перечисленных групп расчетов (до проведения документальной проверки)
целесообразно сначала выявить их наличие, соответствие данных бухгалтерского учета
и отчетности остаткам той или иной задолженности, затем установить дату и
характер ее возникновения. Законность и реальность, а также пути своевременного
погашения задолженностей и укрепления расчетно-платежной дисциплины
определяются посредством проведения фактического и документальных форм контроля.
Источником
контрольных данных для проведения аудиторских проверок являются записи по
соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных
документах, а также в Главной книги и отчете. Поэтому аудитор должен
установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен
пользоваться бухгалтер данного участка учета; перечень применяемых нормативных
документов, порядок их возникновения, система нумерации, заполнение всех
реквизитов в первичных документах, наличие регистрационных журналов; наличие
оборотных ведомостей , состояние аналитического учета и технологии обработки
первичных документов по учету расчетных операций от приема до сдачи в архив;
как организован и насколько эффективен внутрихозяйственый контроль расчетных
операций; состояние учета расчетных операций.
Ответы на
указанные вопросы можно получит путем предварительного обзора и
тестирования.
В качестве примера в курсовой работе рассмотрим анкету
(примерные тесты) проверки состояния внутреннего аудита и системы учета
расчетных операций.
Анкета
тестов проверки состояния внутреннего контроля и системы учета расчетных
операций.
№
п/п
|
Содержание вопроса
|
О т в е т ы
|
Количественные
параметры
|
Приме-чание
|
|
|
Нет
ответа
|
Да
|
Нет
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
А
1
|
Внутренний
контроль Проводится ли инвентаризация
расчетов?
|
Х
|
|
|
Один
раз в год
|
|
2
|
Проверяются ли сроки возникновения
задолженности?
|
|
Х
|
|
|
|
3
|
Имеются ли акты инвентаризации
расчетов?
|
|
|
Х
|
|
|
4
|
Проводится ли анализ актов
инвентаризации?
|
|
Х
|
|
|
|
5
|
Анализируются ли и выявляются ли
причины неплатежей?
|
|
Х
|
|
|
|
|
И т.д.
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Б
6
|
Система учета
Имеется ли в организации нормативная
база данных?
|
|
|
Х
|
|
|
7
|
Имеются ли образцы заполненных типовых
расчетно-платежных документов?
|
|
Х
|
|
|
|
8
|
Разработан ли примерный проект
организации и постановки учета расчетов?
|
|
Х
|
|
|
|
9
|
Наличие регистрационных журналов
|
|
Х
|
|
|
|
10
|
Ведется ли аналитический учет по
каждому виду расчетов?
|
|
Х
|
|
Только с поставщиками
|
|
11
|
Систематически ли проводятся записи в
регистрах бухгалтерского учета?
|
|
|
Х
|
|
|
12
|
Правильно ли составляются
корреспонденции счетов по расчетным операциям?
|
|
|
Х
|
Имеются
отклонения от инструкции
|
|
|
И т.д.
|
|
|
|
|
|
Из данных
тестирования следует, что внутрихозяйственный контроль расчетных операций не
отвечает современным требованиям, а бухгалтерский учет этих операций организован
так, что не может полностью выполнять поставленные перед ним задачи, не всегда
соблюдается выполнение отдельных принципов и требований учета. Даже из
тестирования общих вопросов организации внутреннего контроля и постановки
бухгалтерского учета в данном случае можно констатировать, что вероятность
пропуска ошибок велика, а поэтому аудитор в свою индивидуальную программу
проверки должен включить и направить особые усилия на проверку тех вопросов,
которые не подверглись внутреннему контролю или мало уделялось внимания этим
вопросам со стороны бухгалтерии и финансового отдела организации.
·
Аудит учета расчетов по
совместной деятельности
В
соответствии с Гражданским кодексом РФ совместная деятельность без создания для
этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее
участниками. По договору о совместной деятельности стороны (товарищи) обязуются
путем объединения имущества и усилий совместно действовать для обеспечения
общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам
Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность участников
определены в Гражданском кодексе РФ (часть II, гл. 55, ст. 1041—1054).
Следует
отметить, что имущество, объединенное участниками для совместной деятельности,
учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в
соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.
Данные
отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего
общие дела, не включаются.
Распределение
прибыли, убытков и других результатов совместной деятельности между
участниками договора о совместной деятельности осуществляется в порядке,
предусмотренном договором. Каждый участник включает свою долю прибыли,
полученную в результате совместной деятельности, в состав внереализационных
доходов при формировании прибыли. Расчеты по денежным и имущественным взносам
участников договора и распределению прибыли, убытков и других результатов
совместной деятельности осуществляются через счет 78 "Расчеты с дочерними
(зависимыми) предприятиями", субсчет 3 "Расчеты по договору о
совместной деятельности".
Исходя из
сущности и характера совместной деятельности аудитор и организует процесс
проверки. Прежде всего проверяется, как заключен договор о совместной
деятельности. Выясняется цель совместной деятельности, участие сторон, ведение
общих дел (кому поручено), порядок обобществления имущества, порядок выполнения
работ (услуг), получение прибыли, уплата налогов и др.
Основное
внимание должно быть уделено проверке ведения бухгалтерского учета совместной
деятельности. По каждому договору необходимо уточнить все операции, проходившие
по договору, и их отражение в проводках, регистрах и отчетности.
Аудитор
выясняет, составлялись ли квартальные балансы и другие формы отчетности (ф. №
2, ф. № 4), как рассчитывались налоги и велся ли по ним расчет с бюджетом и
другими фондами.
Необходимо
отметить, что налог на прибыль и налог на имущество платит каждый из участников
самостоятельно. Другие налоги начисляет и платит тот участник, который ведет
бухгалтерский учет по совместной деятельности. К наиболее характерным ошибкам
относится отсутствие:
· договора о совместной
деятельности;
· доверенности на
ведение бухгалтерского учета;
· фактической
совместной деятельности, обособленного баланса совместной деятельности;
· надлежащего ведения
бухгалтерского учета по совместной деятельности.
Отметим,
что с 1 марта 1996 г. также могут осуществлять ее не простые товарищества
(совместная деятельность), в которых среди участников (товарищей) числятся
физические лица, не
зарегистрированные
в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, или
некоммерческие организации и учреждения. Существуют и другие ошибки:
· имущество, внесенное
в совместную деятельность (созданное совместной деятельностью), не учитывается
участниками при исчислении налога на имущество предприятий;
· прибыль, полученная
участником (участниками) совместной деятельности, не включается им (ими) в
налогооблагаемую прибыль, а убытки, полученные от совместной деятельности,
включаются во внереализационные расходы.
Приведенные
ошибки встречаются наиболее часто и на них необходимо обратить особое внимание.
Раздел
III. Методика проведения аудита
3.1 Основные положения
В
настоящее время проводится работа по созданию методологии организации
аудиторских проверок. Разработан и утвержден стандарт (правило) аудиторской
деятельности по составлению заключения, опубликованы для обсуждения проекты 11
российских аудиторских стандартов (всего предполагается разработать более 30 аудиторских
стандартов). Рассмотрим основные процедуры при аудиторской проверки:
· сбор аудиторских
доказательств;
· использование результатов
внутреннего аудита и результатов работы экспертов:
· составление рабочих
инструкций;
· разработка рабочих
аудиторских документов;
· аудиторская выборка;
· оценка результатов проверки
и составление аудиторского заключения.
Приведем
общие рекомендации по выполнению такой работы. Выделим основные положения,
на которые необходимо обратить внимание:
· нормативная база для
проведения аудита;
· предметная область
проведения проверок;
· методика проверки разделов
учета и работ, подлежащих аудиту;
· особенности проведения
аудита в условиях использования клиентом вычислительной техники для ведения
учета.
Нормативная база, используемая для организации проверок,
подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя
нормативная база — соответствующие законы, положения, методические материалы по
учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Внутренняя
нормативная база — это учетная политика субъекта, различные методические и
инструкционные материалы по организации учета на конкретном предприятии. Они
подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.
3.2 Предметная область проведения
проверок
Предметная область проведения проверок включает учредительные
и другие общие документы предприятия, в том числе и учетную политику, документы
по всем счетам и разделам бухгалтерского учета и отчетность.
Изучая учредительные и другие общие документы
заказчика, можно получить сведения о предприятии, его деятельности, особенностях
технологии и организации производства. Анализ учетной политики позволяет
выявить общие сведения об организации учета в методическом, техническом и организационных
аспектах, провести экспресс-анализ ведения бухгалтерского учета у клиента.
Центральное место в проведении проверок занимает
аудит учета по всем разделам и счетам и бухгалтерской отчетности. В
литературе, посвященной аудиту вопросы порядка и классификации видов работ,
подлежащих проверке, представлены в общих чертах. Нет четкой градации видов
работ, их трудоемкости и очередности проведения. Поэтому наиболее рациональной
является декомпозиция, базирующаяся на выделении комплексов, подлежащих
аудиту, применительно к плану счетов бухгалтерского учета
Известно, что план счетов для предприятий, включенных
в сферу общего аудита, содержит девять разделов, а также забалансовые счета.
Из общей массы счетов в отдельный комплекс можно выделить "Расчеты по
оплате труда" (счет 70). Тогда общее количество таких комплексов составит
11.
Общий перечень объектов проверки при проведении аудита
можно представить следующим образом:
Виды работ, подлежащих аудиту
№
п/п
|
Наименование
раздела или вида работ
|
Краткая
характеристика информации и подразделов, подлежащих аудиту
|
1
|
2
|
3
|
1
2
3
4
|
Учредительные и другие общие документы предприятия
Учетная политика предприятия
Основные средства и нематериальные активы
Производственные запасы
И т. д.
|
Устав предприятия
Лицензия по видам деятельности
Структура предприятия
Приказы, распоряжения, служебные
записки, протоколы заседаний учредителей и др.
Штатное расписание
Прочие документы
Рабочие документы по методическому,
техническому и организационному аспектам учетной политики предприятия
Синтетические счета 01—09
Аналитический и синтетический учет
основных средств
Начисление износа по основным фондам
Переоценка основных средств
Реализация и выбытие основных средств
Учет капитальных вложений основных
средств
Учет аренды основных средств
Учет отнесения затрат по ремонту
основных средств
Учет поступления и создания нематериальных
активов
Учет амортизации нематериальных активов
Учет выбытия и реализации нематериальных
активов
Расчеты
по налогообложению в операциях с нематериальными активами
Синтетические счета 10—19
Аналитический учет движения
материальных ценностей на складах предприятия
Списание материальных ценностей на
затраты производства
Списание недостач, потерь и хищений
материальных ценностей
Учет МБП (в запасе и эксплуатации)
Сводный учет материальных ценностей
Анализ использования материальных
ресурсов
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|