Аудит денежных средств в МУП "Водоканал"
Детальной
проверке должны быть подвергнуты операции
по счету 51 "Ра-счетный счет" в сопоставлении со счетами учета затрат (20 "Основное производс-тво", 26 "Общехозяйственные расходы ", 25
"Общепроизводственные расходы"
и др.), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыпол-ненные работы,
неоказанные услуги.
Пересекающейся процедурой проверки операций по
расчетному счету является
проверка списания денежных средств
со счета и полноты оприходо-вания наличных денег
в кассу. Аудитор должен проверить:
• приложена ли к выписке
банка по операции снятия наличных денег
квитан-ция к приходному кассовому ордеру;
• тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 "Расчетные счета" и дебету счета 50
"Касса". Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в
рабочей докуме-нтации и отражает в справке (отчете)
по результатам данного раздела аудиторс-кой проверки.
Рассмотрим порядок отражения движения денежных
средств на расчет-ном счете МУП «Водоканал»». У предприятия открыт один
расчетный счет в Кувандыкскос ОСБ.
Согласно выписки из лицевого счета за 31.12.04 г.
в Кувандыкском ОСБ остаток денежных средств на начало дня 31.12.04 г. на счете МУП
«Водоканал» составлял 1555,2 руб. За день 31.12.04 г. по счету были произведены
следую-щие операции:
- списано со счета комиссия банка по платежному
поручению № 865 от 31.12. 04 г. (приложение 4) в размере 24 руб., отражено - Дт
91 «Прочие доходы и рас-ходы» Кт 51.
Остаток на конец дня составил 1531,2 руб., он также нашел
отражение в вы-писке банка и регистре учета – аналитической ведомости по счету
51.
Для обобщения информации о расчетах с
поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками
и подрядчиками".
Учет на счете 60 ведется методом
начисления, т. е. все операции, связан-ные с расчетами за приобретенные
материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо
от времени оплаты.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками
и подрядчиками" кредитуется на стои-мость принимаемых к бухгалтерскому
учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со
счетами учета этих ценностей или счетами учета соответствующих затрат.
За услуги по доставке материальных
ценностей (товаров), а также по пе-реработке материалов на стороне записи по
кредиту счета 60 "Расчеты с постав-щиками и подрядчиками"
производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов,
товаров, затрат на производство.
Аналитический
учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчика-ми" ведется по
каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по
каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно
обеспечить возможность получения необходимых данных по:
• поставщикам по акцептованным
и другим расчетным документам, срок оп-латы которых не наступил;
• поставщикам по неоплаченным в срок
расчетным документам; поставщи-кам по неотфактурованным поставкам;
• авансам выданным;
• поставщикам по полученному
коммерческому кредиту и др.
Сальдо по счету 60 без учета сальдо
по субсчету "Расчеты по авансам вы-данным" может быть только
кредитовым.
Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и
подрядчиками" корреспондирует со счетами:
1.
Оприходование
патентов, лицензий и других нематериальных активов: Дт 04 "Нематериальные
активы" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
2.
Оприходование
материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке: Дт 07
"Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41
"Товары" Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
3.
Начисление
задолженности на приобретение машин и оборудования, за вы-полнение строительных
работ и оказание услуги: Дт 08 "Капитальные вложе-ния" Кт 60
"Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
4.
Начисление
к уплате стоимости выполняемых работ и услуг: Дт 20, 23, 25, 26, 28, 44, 97 Кт
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
5. Возврат излишне перечисленных
сумм: Дт51, 52 "Расчётный, валютный счёт"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и
подрядчиками".
6.
Отражение убытков от списания дебиторской задолженности с просрочены-ми сроками
исковой давности, начисление штрафов, неустоек и других санк-ций, присуждённых
судом или признанных предприятием к уплате: Дт 91/2 "Прочие расходы" Кт
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
7.
При поступлении различных материальных ценностей обнаружена их недос-тача (до
оприходования) в пределах норм естественной убыли или принятая по вине
предприятия, его работников: Дт 94 "Недостачи и потери от порчи ценнос-тей"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
Аудиторская проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится
по следующим направлениям:
• проверка наличия и правильности оформления договоров;
• проверка полноты и правильности оприходования полученных
материальных ценностей (работ, услуг);
• проверка
своевременности и правильности оплаты за материальные ценности (работы, услуги).
Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие договоров поставки продук-ции
и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ, а также
правильность оформления договоров. Договоры должны соответствовать требованиям действующего
законодательства.
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения
установлен-ной ГК РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожны-ми
(недействительными). Аудиторы выясняют, нет ли подобных сделок в проверяе-мой организации.
Далее необходимо получить доказательства, что расчеты с поставщиками и
подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены в полном объеме,
в соответствующем периоде, правильно оценены и отражены в учетных регистрах.
Сопоставляя данные первичных документов с данными договора, заказа,
счета-фактуры, проектно-сметной документацией, аудитор получает подтвержде-ние о полноте,
своевременности и правильности оприходования полученных мате-риальных ценностей (работ, услуг).
При проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор устанавли-вает:
• подтверждены ли операции по погашению задолженности
соответствующими платежными документами (квитанциями к приходным кассовым ордерам, выпис-ками
банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований, век-селями, чеками и т. п.);
• подлинность и правильность оформления платежных документов
(наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка,
заверенный перевод документов
на иностранных языках и т. п.);
• соответствие данных платежных документов данным учетных регистров
по сче-ту 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками";
• соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51,
52, 60, 62, 71, 76. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор
устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с
просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также
правильность отражения в учетных регистрах.
В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поста-вщиками
и подрядчиками установлено, что учет расчетов с поставщиками и под-рядчиками
осуществляется на счете 60. Также установлено, что бухгалтерский уч-ет на
предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными доку-ментами.
Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с поставщи-ками и
подрядчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские ба-лансы
составлены на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприя-тия подтверждены
соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют
данным Главной книги и журналов-ордеров.
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор
обоб-щает выявленные отклонения и несоответствия и уточняет предварительную оцен-ку реальности
сальдо.
Для обобщения информации о расчетах с
покупателями и заказчиками в новом Плане счетов предназначен счет 62
"Расчеты с покупателями и заказчи-ками".
Счет 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками" дебетуется в корреспон-денции со счетами 90 "Продажи",
91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены
покупателям расчетные документы.
Счет 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками" кредитуется в корреспо-нденции со счетами учета денежных
средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных
авансов) и т. п. На счете 62 также отра-жаются суммы полученных авансов и
предварительной оплаты. Их учет должен вестись обособленно на отдельном
субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет
должен быть организован по каждому получен-ному авансу.
Аналитический учет по счету 62
"Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется:
• по каждому предъявленному
покупателям (заказчикам) счету;
• при расчетах плановыми платежами –
по каждому покупателю и заказчику.
Построение аналитического учета
должно обеспечивать возможность по-лучения необходимых данных по:
• покупателям и заказчикам по расчетным
документам, срок оплаты которых не наступил;
• покупателям и заказчикам по
неоплаченным в срок расчетным документам.
Счет 62
"Расчеты с покупателями и заказчиками" корреспондирует со сче-тами:
1. Отражена стоимость отгруженных
товарно-материальных ценностей, выпол-ненных работ и оказанных услуг на момент
перехода права собственности: Дт 62 "Расчеты с покупателями и
заказчиками" Кт 90/1 "Выручка".
2. Отражена сумма задолженности
покупателей в связи с реализацией им осно-вных средств, излишних материальных
ценностей, и прочего имущества: Дт 62 "Расчеты с покупателями и
заказчиками" Кт 91/1 "Прочие доходы".
3. Отражен возврат покупателям
излишне полученной у них суммы: Дт62 "Рас-четы с покупателями и
заказчиками" Кт 50, 51, 52 счета денежных средств.
4.
Поступили
платежи от покупателей и заказчиков за реализованную им про-дукцию, работы,
услуги: Дт 50, 51, 52 счета денежных средств Кт 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками".
5.
Зачтены
суммы полученных от покупателей авансов: Дт 62, субсчет "Авансы
полученные" Кт 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
При аудиторской проверке операций по расчетам с покупателями и заказчика-ми
устанавливают тождество данных регистра по счету 62 "Расчеты с покупателями и
заказчиками " с Главной книгой и взаимосвязанными регистрами. Записи
по дебету счета 62 сверяются с записями по кредиту счетов 90, 91, 60, 99.
В ходе аудиторской проверки МУП «Водоканал» установлено, что данные
регистра по счету 62 соответствуют данным Главной книги и взаимосвязанным
регистрам.
Если законом или договором купли-продажи не предусмотрен особый порядок
перехода права собственности на товар, то по общему правилу право собственнос-.
51, 52 счета денежных
средств________________________________________________________________________________________________ти
переходит от поставщика к покупателю в момент отгрузки товаров и отражается записью Дт 62 "Расчеты с
покупателями и заказчиками",
Кт 90 "Продажи"
независимо от того, какой порядок учета выручки принят для целей налогообложения - "по оплате" или "по
отгрузке". Сопоставлением дат отгрузки по первичному документу и регистру счета 62 контролируется своевременность
отражения операций.
При проверке документальной обоснованности операций устанавливается
соответствие формирования цены товара (продукции, работ, услуг) условиям дого-вора, а также
правильность сумм НДС и других элементов счетов, предъявляемых покупателям. Полнота и
своевременность оплаты счетов покупателями устанавли-вается путем взаимной сверки данных корреспондирующих
счетов 50, 51, 52 и про-слеживания записей в регистрах аналитического учета.
В ходе проверки анализируются факты просроченной дебиторской
задолжен-ности покупателей с установлением истребованной и неистребованной задолжен-ности.
По фактам списания дебиторской задолженности аудитор выясняет обосно-ванность и правильность отражения.
Суммы неистребованной кредитором задол-женности подлежат списанию по
истечении 4 месяцев со дня фактического полу-чения предприятием-должником
товаров – как безнадежная
дебиторская задолжен-ность – на убытки предприятия, за исключением случаев, когда в его действиях от-сутствует умысел. При
проверке в МУП «Водоканал» не выявлены факты списания просроченной дебиторской
заложенности.
Аудитор проверяет наличие доказательств фактов истребования
дебиторской задолженности (предъявление иска в арбитражный суд не позднее 4 месяцев с
мо-мента отпуска товаров, работ, услуг, документы об оплате госпошлины, признание должника банкротом,
постановление правоохранительных органов о прекращении уголовного дела и т. п.).
Истребованная дебиторская задолженность может числиться на балансе
до ис-течения срока исковой
давности - 3 года (ст. 196 ГК РФ).
В ходе аудиторской проверки своевременности и полноты расчетов с поку-пателями
и заказчиками установлено, что учет расчетов с покупателями и заказчи-ками
осуществляется на счете 62. Также установлено, что бухгалтерский учет на
предприятии ведется в соответствии с действующими нормативными документа-ми.
Данные учетных регистров бухгалтерского учета расчетов с покупателями и
заказчиками правильно перенесены в главную книгу, а бухгалтерские балансы сос -тавлены
на основе остатков на счетах Главной книги. Расчеты предприятия подт-верждены
соответствующими документами. Данные отчетов о прибылях убытках соответствуют
данным Главной книги и журналов-ордеров.
В процессе работы предприятия могут возникнуть
хозяйственные расхо-ды, которые не могут быть оплачены с расчетного счета или
из кассы. К этим расходам относятся закупка в торговле необходимых канцелярских
товаров или других материальных ценностей, оплата услуг или товаров,
реализуемых част-ными лицами или сторонними организациями, командировочные
расходы и т.д.
При возникновении необходимости в таких операциях
сотруднику предп-риятия выдаются наличные деньги под отчет с последующим
отчетом о произ-веденных расходах. Учет расчетов с подотчетными лицами ведется
на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами". По отношению к балансу – это
активно-пас-сивный счет, сальдо которого отражает сумму задолженности
подотчетных лиц предприятию или сумму невозмещенного перерасхода. По дебету
записывают-ся суммы, выданные под отчет, и возмещение перерасхода. По кредиту
суммы списанной задолженности подотчетных лиц согласно утвержденных авансовых
отчетов и суммы, сданные в кассу, неиспользованные подотчетными лицами.
В учете составляются
следующие проводки по счету 71 "Расчеты с подот-четными лицами":
1. Выдано
под отчет на хозяйственные нужды, командировочные расходы: Дт 71 "Расчеты
с подотчетными лицами" Кт 50 "Касса".
2. Подотчетные
суммы использованы на производственные нужды: Дт 25, 26
"Общепроизводственные, общехозяйственные расходы" Кт 71 "Расчеты
с под-отчетными лицами"
3.
Подотчетные суммы израсходованы на приобретение материалов, товаров:Дт 10, 41
"Материалы", "Товары" Кт 71 "Расчеты с подотчетными
лицами". Дт 19 "Налог на добавленную стоимость" Кт 71 "
Расчеты с подотчетными лицами".
4. Взнос неиспользованных подотчетных сумм в кассу: Дт 50
"Касса" Кт 71 "Ра-счеты с подотчетными лицами".
5.
Удержан из заработной платы долг по подотчетным суммам: Дт70 "Расчеты с
персоналом по оплате труда" Кт 71 "Расчеты с подотчетными
лицами".
Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами чаще всего проводится сплошным способом. Проверка обоснованности
выдачи авансов под отчет заключа-ется в установлении соблюдения требований Порядка
ведения кассовых операций в Российской Федерации в части выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операци-онные
нужды. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли приказу руково-дителя
круг лиц, получающих под отчет авансы, а также размеры и сроки предоста-вляемых авансов.
При проверке расходных кассовых ордеров, подтверждающих выдачу денег под отчет, обращается внимание
на полноту заполнения всех реквизитов и, в частно-сти, на отражение оснований для выдачи авансов.
Выдача денег под отчет должна производиться при условии полного отчета конкретного подотчетного
лица по ра-нее выданному авансу.
Проверка своевременности представления авансовых отчетов
осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отчетов со сро-ками,
предусмотренными в командировочном удостоверении или в приказе руково-дителя. Согласно Порядку ведения
кассовых операций (п. 11) лица, получившие на-личные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении сро-ка, на который они выданы, или со дня
возвращения их из командировки
предъяви-ть в бухгалтерию отчет об
израсходованных суммах и произвести
окончательный расчет по ним. Если
аудитор установил несоблюдение этого порядка,
то необходи-мо далее проверить выполнение
требований плана счетов об отражении подотчет-ных сумм, невозвращенных в установленные сроки, на счете 94 "Недостачи и поте-ри от
порчи ценностей" (Дт 94, Кт 71)
и последующее списание этих сумм. Провер-ка документальной обоснованности использования подотчетных сумм осуществляет-ся путем установления наличия и правильности оформления документов, подтвер-ждающих расходование подотчетных сумм, и их последующего отражения.
При проверке авансовых отчетов обращается внимание на соблюдение
уста-новленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осу-ществляемых от имени организации,
т.е. юридического лица.
Суммы по первичным документам (накладная, счет-фактура, квитанция к приходному кассовому
ордеру, акт выполненных работ и т.п.) сравниваются с лимитом, установленным ЦБ РФ. При этом следует проверить, не производились ли выплаты в адрес одного поста-вщика в один день по данному счету, накладной, договору. Такие выплаты сумми-руются и сравниваются с лимитом.
В ходе
аудиторской проверке в МУП «Водоканал» установлено, что на пред-приятии
соблюдаются сроки предоставления авансовых отчетов, не выявлено слу-чаев
предоставления авансовых сумм под отчет лицам не отчитавшимся по ранее выданным
авансам.
Прослеживая корреспонденцию счетов, указанную в авансовых отчетах,
ауди-тор обращает внимание на характер произведенных затрат:
• расходы, связанные с производственной деятельностью (Дт 20-26, 44, Кт
71), следует отражать на счетах учета затрат;
• расходы социального и
непроизводственного назначения (Дт 84, Кт 71) списыва-ются за счет собственных
средств предприятия;
• расходы капитального характера (Дт 08, Кт 71) и расходы,
связанные с приоб-ретением МПЗ, включаются в покупную стоимость (Дт 10, 15, 16, Кт 71).
Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает
приз-нание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности Расходов,
связанных с командировкой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|